Она изобрела водяную баню и открыла формулу соляной кислоты. А еще – нашла философский камень и превращала металлы в золото. Мария Еврейка, названная Пророчицей, стала Матерью мировой алхимии.
Множество алхимиков от мифического Гермеса Трисмегиста до вполне реального Исаака Ньютона мечтали превратить металл в золото. Первым алхимиком в этом ряду была женщина. Точные даты её рождения и смерти неизвестны, но предполагается, что жила Мария Еврейка, по разным версиям, в I или III веке н.э. в Египте.
Впервые ее труды, изобретения и эксперименты описываются в трактатах Зосимы Панополита – алхимика IV века, называвшего себя учеником Марии Пророчицы. Он же упоминает, что Мария была сестрой библейского Моисея. Узнав эту подробность, можно было бы сразу усомниться в подлинности существования Марии, однако, как констатирует химик Аркадий Курамшин, упоминание библейского пророка в качестве родственника часто практиковалось алхимиками, чтобы подчеркнуть свое обладание тайной мудростью, и носит тут аллегорический характер.
В книге же персидского поэта Низами говорится, что Мария – сирийская принцесса, прожившая какое-то время при дворе Александра Македонского, где она и получила от Аристотеля знания об особом способе производства золота. Другие легенды, связанные с Пророчицей, приписывают ей встречу с мифическим философом Аросом, который был настолько потрясен познаниями женщины, что преклонил перед ней колена, прежде чем вести с ней диалог о тайнах алхимии.
Более реальные сведения о жизни Марии свидетельствуют, что жила она в Александрии – крупнейшем городе эллинистического Египта, ставшем в II-VI веках колыбелью мировой алхимии. В пользу ее еврейского происхождения говорят тексты того же Зосимы. В них женщина-алхимик называет еврейский народ избранным и утверждает, что только потомкам Авраама позволено прикасаться к философскому камню. А также обращается к Б-гу в единственном числе и противопоставляет себя язычникам. К слову, в тот исторический период – к началу римского правления в Египте – только в самой Александрии проживало около 300 тысяч евреев. «Титул» пророчицы Мария получила в более поздние времена, но тем самым даже христианские алхимики признавали, что свои тайные знания она получила от Б-га.
Написанные Марией трактаты не сохранились, но благодаря трудам Зосимы мы знаем, что она занималась разделением жидких смесей на отдельные вещества. Для этого ею были изобретены важнейшие алхимические приборы, с некоторыми изменениями дошедшие до наших времен. Главный из них – водяная баня, которой до сих пор пользуются в химических лабораториях. Французы называют этот двойной контейнер Bain Marie, а испанцы Baño María. «Баня Марии» позволяет очень медленно нагревать вещества, не допуская нагрева выше температуры кипения воды. На наших кухнях этот принцип широко используется, чтобы подвергнуть продукты небольшому нагреву для преобразования их в жидкое состояние. Например, шоколада, если мы хотим сделать из него соус.
Другое изобретение Марии – устройство под названием керотакис. Этот предшественник скороварки представлял собой воздухонепроницаемый контейнер, верхняя часть которого была закрыта листом меди. Использовали его для нагрева веществ и для сбора паров.
Еще один изобретенный Марией аппарат предназначался для очистки жидких веществ с помощью перегонки. Он назывался трибикос. Это круглый сосуд с направленными вниз трубками, каждая со стеклянной колбой на конце. Сосуд подогревался снизу, а его содержимое поднималось вверх и конденсировалось внутри трубок. Потомком трибикоса стала «трехногая кобылка» – лабораторный прибор с отводами для соединения с колбами, в которые собирается перегоняемая жидкость.
В Египте изобретения Марии использовали для изготовления пудр и масел, а впоследствии приборы из арсенала «мамы алхимии» стали частью технологии по производству крепких алкогольных напитков, получаемых в результате дистилляции виноградного вина, фруктовой или ягодной браги. Марии Пророчице также принадлежит честь открытия формулы соляной кислоты, а арабский историк ибн ан-Надим утверждает, что это именно она изобрела «красного льва» или колькотар – коричневую минеральную краску.
Однако главным достижением Марии, согласно утверждениям ее ученика, стало то, что она все-таки научилась получать философский камень, способный превращать неблагородные металлы в золото. Немецкий ученый Михаэль Майер, живший в XVI веке, писал, что в истории было лишь четыре женщины, которым удалось добыть философский камень. Помимо Марии, это некие Медера и Тапхнутия, а также Клеопатра Алхимистка, которую считают также изобретателем перегонного куба. Впрочем, как именно им удалось это сделать, Майер не объясняет.
Сама Мария полагала, что все вещества в природе состоят из единой субстанции. А металлы, как и людей, можно разделить на мужские и женские. Отсюда и знаменитая формула Марии, предназначенная для изготовления философского камня: «Соедини мужское и женское начало – и получишь то, что ищешь».
Другая знаменитая фраза Пророчицы: «Два – это одно, три и четыре – тоже одно. Но одно станет двумя, а два станут тремя», – широко цитировалась среди средневековых алхимиков. Ее передавали как тайную алхимическую формулу соединения элементов, позволяющих получить философский камень и превратить металл в золото, однако раскрыть ее суть так никому и не удалось.
Карл Юнг предлагал интерпретировать эту формулу в аллегорическом ключе и называл её «центральной аксиомой алхимии, ставшей лейтмотивом ее существования на протяжении семнадцати веков».
Нашла Мария Еврейка философский камень или нет, но в процессе этих поисков она открыла принципы и изобрела приборы, которые и сегодня используются в лабораториях, заводах и в быту. И «Баня Марии» – пока что единственный «эликсир бессмертия», на который все мы можем рассчитывать.
Алексей Сурин
Источник: jewish.ru
Источник: