Лия Ахеджакова напомнила о «традиции» травли деятелей культуры в России

Марк Захаров был награжден в номинации «Достояние российского театра».
Фото агентства «Москва»

Премия Станиславского вручается в столице с 1995 года – лауреатам дарится почетный знак с изображением чеховской чайки и факсимиле великого режиссера. Но награда переживает нелегкие времена, впрочем, она всегда существовала скромно. В прошлом году премию не присуждали, поэтому в нынешнем награждали лауреатов сразу за два сезона – с 2016 по 2018 год. В этом году жюри возглавил Сергей Женовач.

Каждый из театральных деятелей, кто выходил на сцену – а собрались на вечере представители всех ведущих театров Москвы и немного Петербурга, – отмечал «высочайший» статус этой награды, так как посвящена она «иконе русского театра» Константину Сергеевичу Станиславскому. И у многих находилась осязаемая связь с маэстро через учителей, многие режиссеры успели отучиться у ученицы Станиславского Марии Кнебель.

Режиссер церемонии Альберт Рудницкий с переменным успехом пытался обыграть пресловутую «систему Станиславского» в интермедиях между награждениями. Поэтому ведущие Юлия Пересильд и Андрей Бурковский изо всех сил старались, искали «зерно роли» и на разные лады зачитывали и местами даже разыгрывали цитаты из пьес Чехова, представая то Раневской с Гаевым, то Соней с дядей Ваней, то Заречной с Треплевым, как бы репетируя под строгим присмотром мастера. Но даже короткие шутки награждаемых или вручающих их заметно перекрывали. Театровед Алексей Бартошевич (член жюри премии) выбирал, в кого пальнуть из бутафорского ружья, которое должно висеть на стене до четвертого акта, а педагог Щепкинского училища Наталья Петрова рассказала жизненную историю о том, как метод «идет в народ» – даже, пардон, у сантехников есть своя «система Станиславского», в которой просто так запчасть не поменяешь.

Несмотря на то что премия присуждается уже более 20 лет, еще не все корифеи ею охвачены. О чем, выходя на сцену, будучи приглашенными награждать других, они с нескрываемой обидой и говорили. Так, например, Марина Брусникина, скрашивая ситуацию, получив награду из рук Юрия Погребничко, от лица театрального сообщества сказала слова уважения худруку театра «Около» за его многолетнее следование традициям основателя русского реалистического театра. А Людмила Чурсина, передавая награду кукольнику Евгению Ибрагимову, высказала надежду на то, что у нее, возможно, еще не все потеряно. Ведь сценографу и педагогу Татьяне  Сельвинской в этот вечер преподнесли награду в год ее 91-летия.

«За вклад в развитие оперной режиссуры» жюри отметило художественного руководителя оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александра Тителя, в Северную столицу награда уехала, разумеется, Валерию Гергиеву. «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России» была награждена Алла Демидова, которая  выступила по традиции сдержанно. На слова Адольфа Шапиро, что народная артистка никому не дает проникнуть в тайну ее личности и является самой «гордой актрисой» российского театра, Демидова вспомнила историю из детства, когда чуть не поплатилась за свое первенство в дворовой компании. «С тех пор я стала бояться коллектива и умудрилась прожить «на обочине», хотя наше искусство коллективное. Но последние лет 15 у меня моноспектакли, может быть, вот из-за этой детской боязни», – объяснила актриса свое кредо под смех и аплодисменты зала.

«За организацию театрального дела» из рук Игоря Гордина получила премию бессменный главный редактор «Петербургского театрального журнала» (ПТЖ) Марина Дмитревская. Сразу стало понятно, почему театроведческий толстый журнал смог выстоять 26 лет с момента появления. Главред с ходу взяла быка за рога: подробно рассказала публике, как существует журнал, который охватывает всю Россию, Гордина пожурила за его панегирик, за то, что раньше он его вроде бы не пропевал (актер театра Камы Гинкаса поделился, как после переезда из Ленинграда в Москву тщательно коллекционировал номера журнала родного города), а также публично заявила, что после выдвижения на премию сразу пошла к петербургским чиновникам и сказала им, что теперь не давать ПТЖ гранты они просто не имеют репутационного права.

«За выдающиеся достижения в актерском искусстве» награждена актриса «Современника» Лия Ахеджакова, с гастролей она прислала видеобращение, где призналась, что в ее актерской судьбе были как годы профессиональной невостребованности, так и значимые встречи с прекрасными режиссерами. Один из них, по заверению народной артистки, Кирилл Серебренников – «талантище». Актриса, как всегда смело, выступила с критикой государства: она напомнила собравшимся о «традиции» России травить деятелей культуры, «достаточно вспомнить Гумилева, Мандельштама, Мейерхольда, Солженицына, Шаламова и многих других». «Как говорил Черномырдин: «Такого никогда не было, и вот опять», – охарактеризовала Ахеджакова ситуацию с арестом режиссера. Актриса также заявила, что ее шокирует, что Минкульт вместо того, чтобы защищать его, травит. «Я прошу не редактировать то, что я сказала, потому что для меня в жизни самое главное – свобода слова и защита чести и достоинства тех, кого я уважаю и люблю», – так завершила она свое обращение.

В новой номинации «Перспектива» премия поощрила молодых артистов, подающих надежды: Вячеслава Ковалева (актер, правда, среднего поколения), который прославился и получил уже всевозможные награды за главную роль литовского мигранта в Лондоне в спектакле Маяковки «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса; Максима Блинова из петербургского театра-студии Григория Козлова «Мастерская» (мастера отметили в номинации «Театральная педагогика»); и режиссера Егора Перегудова, который в Москве нарасхват – ставит в «Современнике», «Сатириконе», Молодежном театре и преподает в ГИТИСе.

В номинации зарубежного театра были выдвинуты: от Республики Татарстан – худрук Казанского театра им. Галиасгара Камала Фарид Бикчантаев, «самый европейский из татарских режиссеров», от Великобритании – Деклан Доннеллан (ему награду лично вручил Владимир Урин, особо отметив необыкновенную любовь англичанина к России) и от Голландии – Иво ван Хове.

Среди театральных менеджеров был награжден директор Вахтанговского театра Кирилл Крок. Вручая ему памятный знак худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев, не стал скрывать своей зависти к процветанию театра коллеги и подчеркнул уникальность Крока. Последний же скромно ответил, что его заслуг бы не было, если бы не сам театр и, конечно, режиссерский гений Римаса Туминаса. Виктор Рыжаков награждал Александра Кулябина, директора театра «Красный факел» и основателя известного регионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит». Режиссер ощутимо нервничал, поэтому связать два больших высказывания у него получилось не слишком ловко, зато очень искренне. Рассуждая о трудности и незаменимости, а еще гиперответственности профессии театрального директора, который должен решать уйму проблем и материализовывать все задумки творческой команды, Рыжаков выступил в поддержку фигурантов «дела «Седьмой студии», которые пострадали только за то, что делали свое дело в пространстве нашей «несовершенной законодательной системы». В ответ Кулябин поделился ценной новостью о том, что принятый только что в третьем чтении закон о налоговом послаблении для меценатов (до 30%) должен по-настоящему помочь театрам.

В поддержку Кирилла Серебренникова выступил и Александр Филиппенко. Выйдя на сцену с давним коллегой Василием Бочкаревым, народный артист от поэзии перешел к прозе – пожелал, чтобы в Год театра мечты его деятелей наконец сбылись, имея в виду и разрешение нашумевшего судебного процесса. 

Под занавес церемонии на сцену пригласили Марка Захарова. Руководитель Ленкома, отметивший в этом году свое 85-летие, был лаконичен. «Я как давнишний режиссер должен знать, что я сделал, а что со мной случилось. Или, как говорила Екатерина: «Попал в случай». Над этим буду размышлять». «Вы наша слава и достоинство!» – уже вернувшемуся в зал Захарову вещал Игорь Золотовицкий.

Источник: ng.ru