«Критикующие фильмы имеют успех, остальные — редкость». Проблема российского кино глазам

Иностранный зритель рукоплещет остросоциальной критике фильма Звягинцева, кадры, шокирующие образом необузданной, дикой, грязной России, покоряют мировые экраны. Но только ли эти ленты — ТОП российского кино? Отвечает специалист по российскому и китайскому кино Марко Мюллер — итальянский кинокритик, киновед, режиссер, сценарист, бывший глава Венецианского и других крупных кинофестивалей.

Место российского кинематографа в мире?

Марко Мюллер: Прежде всего, российское кино, а также советское кино всегда были частью моей личной биографии, как и китайское кино. Поэтому по моему личному мнению российское кино занимает в мире огромное место, но реальность констатирует, что российское кино сталкивается с большими проблемами, связанными с экономической цензурой рынка. Это еще и потому, что сообщество крупных мировых кинофестивалей перестало проводить ту работу, которую они проводили по продвижению фильмов до конца 90-х годов. До конца 90-х годов разные лица, разные стороны русского кино были представлены в мире. А сейчас, к сожалению, все выглядит так: остросоциально направленные фильмы, критикующие современную реальность и дающие определенный взгляд на нее, пользуются каким-то успехом, и с другой стороны есть редкие случаи, когда коммерческие фильмы тоже выходят на коммерческий уровень успеха за рубежом. Великие русские режиссеры всегда говорили в прямом эфире о своем времени. Они всегда рассказывали о том, как выглядит, как живет, чем живет современное общество, кого оно любит и так далее. Поэтому, мне кажется, что есть необходимость в том, чтобы появились в скорейшем времени крупные фигуры, которые бы могли укомплектовать всю картину русского кино в мире, занять важные места.

Кто из современных российских режиссеров мог бы продвинуть российское кино вперед?

Естественно, прежде всего, я думаю о людях, с которыми я как-то связан, с которыми я работаю, которых я знаю много лет и на которых я могу положиться. Конечно, в этом ряду будет имя Александра Сокурова. Продолжая этот ряд, я не могу не назвать имя режиссера, который несет на своих плечах наследие огромной страны. Это Алексей Алексеевич Герман. И во время моего руководства Венецианским кинофестивалем мы имели счастье и честь открыть миру тогда молодых режиссеров. Это были Алексей Федорченко и Иван Вырыпаев. Эти два имени стоят в первом ряду современных художников. И если мы говорим о мастерах, которые уже давно ими стали и одновременно продолжают работать, я не могу не назвать Андрея Кончаловского, который, несмотря на возраст, моложе всех молодых. И за многие годы мы могли наблюдать развитие такого крупного режиссера, как Андрей Звягинцев. Его фильмы действительно могут вступить в диалог с самыми разными культурами, включая китайскую. Я бы хотел добавить, что нам всегда нужно учитывать и не списывать со счетов молодых режиссеров, которые умудряются снимать фильмы с крошечными бюджетами и делают все-таки достойные работы, как, например, фильм, который выиграл первый приз в Китае в прошлом году, «Сулейман Гора» Елизаветы Стишовой. Еще хочу отметить, что иногда очень странно складываются какие-то вещи, которые нельзя предвидеть, когда мы говорим о месте русского кино, потому что, например, в этом году зрительский приз кинофестиваля в Китае достался фильму, который кажется очень далеко от их представления о кино, артхаусном и нет. Этот приз достался фильму «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова.

Какими качествами должен обладать фильм, чтобы его можно было считать произведением искусства?

За многие годы работы по отбору фильмов на кинофестивали мы умом понимали, что фильм, прежде всего, явление интеллектуальное, умственное. Но, наверное, чтобы целиком стать настоящим полноценным произведением фильм должен захватывать и сердце, а чтобы захватить сердце, он должен полностью захватывать нутро, живот, если можно так сказать. Я поражаюсь тем современным режиссерам, которые сейчас открывают новые дороги, активно ищут и находят эти дороги для своих навигаторов.

Назовите фильм, который по вашему мнению был незаслуженно обойден вниманием критиков и зрителей?

Марко Мюллер: К сожалению, это был бы коллаж из многих фильмов. Сложно назвать только один фильм. Например, если говорить за последние десять лет, то фильм, который для меня лично включает в себя все богатство и глубину русской культуры, носит название «Трудно быть богом» Алексея Германа. При этом сама судьба этого фильма сложная, потому что он вышел в 2014 году, а зародился еще в году 1968, то есть он долго снимался и так же долго признавался.

Какие фильмы вы посоветуете посмотреть молодому поколению, чтобы вдохновить их и показать, как нужно снимать кино?

Марко Мюллер: Я считаю, что современной молодежи нужно смотреть фильмы несовременной молодежи. Это фильмы, снятые от «Заставы Ильича» Марлена Хуциева до конца новой волны.

Какими тремя словами вы можете описать Россию?

Марко Мюллер: Континент, разнообразие, душа.

Материал сделан в соавторстве с Алиной Рахимовой.

Источник: newsland.com