В России дополнительную профессиональную подготовку проходят уже назначенные на должность судьи.
Фото с сайта www.sudrf.ru
Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге для обучения российских судей подобрал несколько западных моделей. В очередной раз отмечена главная проблема кадровой политики – односторонний опыт молодых судей, которые работали либо в аппарате судов, либо в правоохранительных органах. Для них предлагается создать курсы на французский манер, заранее обучая навыкам специфического мышления, в том числе на стажировках в местах заключения.
Судебный департамент при Верховном суде (ВС) потратит более 30 млн руб. на повышение квалификации судей, их помощников и секретарей судов.
Обучением примерно 6 тыс. человек займется Российский госуниверситет правосудия. 17 млн руб. выделено на занятия по теме «Роль секретарей в организационном обеспечении деятельности судов», 14 млн – на изучение «актуальных вопросов реализации норм российского законодательства» в деятельности председателей судов и помощников судей.
Как рассказал «НГ» начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ ВС РФ Павел Одинцов, судьи при первом назначении обязаны проходить шестимесячное обучение, «чтобы полученное универсальное юридическое образование стало специальным – с учетом судопроизводственной специфики».
На вопрос, зачем нужно обучение председателям судов, которым, казалось бы, больше некуда повышать свою квалификацию, Одинцов ответил, что это связано с постоянными изменениями законодательства. «Судьи с опытом работы повышают свою квалификацию, что предусмотрено положениями закона «О статусе судей». Помимо специальных знаний в области судопроизводства им читаются лекции по смежным гуманитарным и специальным техническим направлениям, проводятся учебные семинары», – пояснил он.
Как раз за «низкое качество» кадрового состава и «отсутствие независимости» Институт проблем правоприменения и раскритиковал российские суды. По словам экспертов, судейская профессия активно пополняется молодыми женщинами с заочным образованием и сотрудниками аппарата судов без какого-либо дополнительного профессионального опыта. Такие качества, конечно, гарантируют умение будущего судьи справляться с бумажной работой, но они не располагают к принятию независимых решений, например, по «нестандартным правовым вопросам».
Для этого обычных курсов повышения квалификации, по мнению экспертов института, недостаточно – необходимо ввести дополнительную ступень профессионального образования для тех, кто рассчитывает стать судьей. Чтобы подготовить хорошего судью, говорится в исследовании, «стоит воспринять некоторые особенности французского подхода». Например, зачислять кандидатов на судейские должности в специальный резерв и отправлять на спецкурсы. В их программе должны быть не столько предметы в области права, сколько дисциплины, направленные на расширение кругозора. Скажем, конфликтология, экономика и т.д. «Французская модель» вообще предполагает лишь занятия по приобретению практических навыков и специфического мышления, необходимого в повседневной работе судей.
Эксперты обратили внимание на то, что в этой модели этап стажировки «значительно превышает по объему аудиторную часть учебной программы». Причем стажировка проходит не только в судах и прокуратуре, «обязательной частью является знакомство с тем, как организована работа в других сферах – пенитенциарных учреждениях, коммерческих организациях, государственных службах». Как считают в институте, России в идеале стоит равняться на эту модель.
Одинцов высказал «НГ» несогласие с такими предложениями: «Система дополнительного профессионального образования должна базироваться на особенностях судоустройственной модели того государства, где эти знания придется применять. Необходимо учитывать большое количество факторов, в том числе доступность правосудия для граждан. У нас в стране рассматривается до 27 млн дел в год. У судей первой инстанции – до 25 дел в день. Вряд ли в данном случае уместна прямая экстраполяция пусть и эффективного, но чужого опыта». При этом он подчеркнул, что особенности судопроизводства в других странах, безусловно, интересны, о чем и свидетельствует большое количество программ по обмену опытом.
Как пояснил «НГ» председатель Совета судей РФ, секретарь пленума ВС Виктор Момотов, в западных вузах сформирована иная модель юридического образования: «В Европе приоритетное внимание в университетах уделяется практическим вопросам, в связи с чем судьям необходимо дополнительное образование в сфере теоретических дисциплин. В России образование носит преимущественно фундаментальный характер, и поэтому оптимальной моделью является дополнительное обучение судей практическим навыкам». Поэтому в России не получится построить судебную систему наподобие французской. Судья рассказал, что сейчас в РФ действует такая модель профессиональной подготовки: повышение квалификации начинается сразу же после назначения судьи на должность, но до того, как он начал рассматривать дела, и продолжается она в течение полугода. Например, в прошлом году именно такой путь прошло более 750 впервые назначенных судей.
Момотов обратил внимание на негативные последствия подготовки судей до их назначения – кандидаты, потратившие годы на предварительную подготовку, могут и не дождаться этого назначения. Что же касается упреков в низком качестве кадров и отсутствии независимости, то Момотов назвал их неаргументированными, а заявления, что в судебной системе работает много женщин, – дискриминационными.
Источник: