Как удовлетворить запрос общества на участие в политике

Фото Pixabay.com

Согласно данным свежего опроса Левада-Центра, за последний год доля россиян, ощущающих полную или частичную ответственность за то, что происходит в стране, выросла втрое. В октябре 2017 года так отвечали 9% граждан. В октябре 2018 года – уже 28%.

При этом доля тех, кто чувствует, что может влиять на происходящее в России, по-прежнему невелика. За год изменилась и она, но динамика на фоне роста ответственности не впечатляет, ее можно было даже не заметить: 5% год назад, 10% сейчас. 62% утверждают, что в масштабах страны ни на что не могут повлиять. Год назад примерно столько же граждан (60%) еще и не ощущали никакой ответственности за общероссийские дела, сейчас таких только 41%.

Чувство ответственности – это или активный, или потенциальный, оформляющийся запрос на участие в политике либо в качестве кандидата на должности или депутатские кресла, либо в качестве заинтересованного избирателя, голосующего осмысленно. Ощущение влияния – это оценка действующей политической системы: в какой мере она удовлетворяет запрос граждан на участие. Судя по данным опроса Левада-Центра, удовлетворяет далеко не полностью.

Власть уже допустила промах в конце 2011 года, проигнорировав запрос городского среднего класса на участие в политике. Это привело к беспрецедентным уличным протестам по итогам выборов в Госдуму и, как следствие, либерализации избирательного законодательства. Сейчас, судя по всему, у запроса нет столь четкой классовой привязки. Аналитики, политологи объясняют рост ответственности тем, что в последние месяцы фокус внимания россиян сместился, внутриполитический контекст вытеснил внешнеполитический – прежде всего из-за пенсионной реформы. Другими словами, больше участвовать в политике хочет общество в целом, включая те социальные группы, которые обычно голосуют за власть.

Как можно удовлетворить этот запрос? Власть могла бы пойти на дополнительную либерализацию избирательного законодательства, например, упразднив муниципальный фильтр на выборах губернаторов. Это создало бы ощущение большей свободы на местах. Однако непохоже, чтобы власть это планировала. Президент РФ Владимир Путин на встрече с членами ЦИКа и региональных избиркомов отметил, что в Приморье, Хакасии и Владимирской области губернаторы не смогли переизбраться, значит, «фильтры не являются таким строгим ограничением волеизъявления граждан». Это не декларация, но все же достаточно четкое указание на то, что практика фильтров едва ли будет упразднена. Тем более сложно ожидать изменений на федеральном уровне.

Власть пытается показать, что все инструменты влияния на положение дел в стране у граждан уже есть. Они могут согласовать митинг, и тогда их голос будет услышан. Они вправе участвовать в выборах любого уровня, просто необходимо пройти процедуру отсева, чтобы отделить серьезных людей от проходимцев. В избирательных бюллетенях на выборах в Госдуму – множество партий. В президентской кампании участвовали оппозиционеры всех мастей: от Ксении Собчак до Павла Грудинина. Казалось бы, чего же более? Остается только пользоваться предоставленной свободой!

Однако это по большому счету теория. Опрос Левада-Центра же показывает, что граждане не очень доверяют сложившейся практике. И либерализация нужна именно на практическом, а не на законодательном уровне. Муниципальный фильтр – это просто яркий пример институционализации отбора соперников самой властью. Его упразднение, конечно, затронуло бы только выборы в регионах, без прямой трансляции на федеральные кампании. Но тем самым власть проявила бы добрую волю и обозначила вектор развития избирательной системы – в сторону большего допуска и демократичности.

Источник: ng.ru