Как родины броню ковали

Первые танки были разработаны в России, и сегодня наша страна — лидер танкостроения…

ТЮМЕНСКОЕ ЧУДО

75 лет назад, в 1943 году, в СССР завершились испытания уникальной разработки — «летающего танка» А-40, или, как его еще называли, КТ-60 («Крылья танка — 60»). Танк этот, вооруженный 20-миллиметровой пушкой и пулеметом, действительно летал со скоростью 130 км/час.

Конечно, А-40 взлетал не сам, а буксировался самолетом. Он представлял собой обычный легкий танк Т-60 массой 5,8 тонны, разработанный в августе 1941 года и уже в сентябре принятый на вооружение РККА.

На новинку сразу же обратил внимание прославленный авиаконструктор Олег Антонов. А что, если прикрепить к нему крылья, подумал Олег Константинович, тогда танки можно будет легко и оперативно транспортировать на нужные участки фронта или доставлять их партизанам.

Сказано — сделано. И уже в декабре конструктор приступил к модернизации Т-60. К танку, как к планеру, крепились крылья и хвост. Собственно, А-40 был не обычным планером, а бипланом с двумя несущими плоскостями.

К апрелю 1942 года на Тюменском заводе №241 был изготовлен опытный экземпляр. Начались испытания машины. Странную с виду конструкцию с помощью троса цепляли к бомбардировщику ТБ-3, который и был движущей силой «летающего танка».

Но несмотря на то что размах двойных крыльев А-40 составлял 18 метров (длина хвоста — 12 м), разогнать его более чем до 130 км/час никак не удавалось. Да и максимальная высота, на которую мощный бомбардировщик мог поднять эту конструкцию, не превышала 40 метров. Дело в том, что вместе с крыльями А-40 весил почти 8 тонн, поэтому никак не хотел взмывать в небо. Так что, промучившись почти год, затею эту оставили: в 1943 году испытания были завершены.

ПРЫГАЮЩАЯ «САРАНЧА»

Прыгающий танк — фирменная фишка почти всех советских легких и некоторых средних танков. Самые растиражированные кадры с прыгающими танками показали советскому зрителю еще в довоенном фильме «Трактористы».

По сюжету отставной танкист Клим Ярко в исполнении актера Николая Крючкова рассказывает колхозникам про эти боевые машины, заканчивая короткую лекцию фразой: «Вот что такое танки!» А в это время на экране танк на всем ходу прыгает с трамплина, приземляясь в воду.

В основном, прыгали до и после войны, как правило, так называемая саранча, или многочисленные крейсерские танки серий Т и БТ. А также практически все послевоенные танки серии Т вплоть до той же «Арматы» умеют прыгать, что они и демонстрируют весьма зрелищно во время показательных выступлений.

ТАНКИСТЫ-ПОДВОДНИКИ

Кстати, о подводных танках. В 1940 году при подготовке к операции «Морской лев» (высадке на Британские острова) немцы, доработав свой серийный Panzerkampfwagen III, или по нашей классификации Т-3, создали боевую бронированную машину, которая могла передвигаться под водой.

Корпус сделали герметичным. А для забора воздуха (чтобы двигатель мог работать) служил 18-метровый гибкий шланг, который на поверхности воды держал поплавок. Операцию «Морской лев» отменили, но именно эти подводные танки (всего их было переоборудовано до 170 штук) форсировали реку Буг и другие водные преграды при нападении Германии на СССР в июне 1941 года.

Под водой свободно могут передвигаться и советские (российские) танки. Причем все — от послевоенного Т-54 до современной «Арматы». Для этого на них монтируются две трубы — для забора воздуха и выхлопа. Правда, максимальная глубина погружения при этом составляет всего 5 метров. Но и этого вполне хватает для форсирования большинства небольших рек.

АТОМНАЯ «ЧЕРЕПАХА»

60 лет назад на Кировском заводе Северной столицы был разработан и изготовлен так называемый тяжелый атомный танк проекта 279. Нет, он не передвигался посредством атомного реактора, а был предназначен для боевых действий в эпицентре ядерного взрыва. Для этого корпус его был абсолютно герметичен, чтобы туда не попадали зараженные радиацией частицы пыли и воздуха.

Корпус этого танка напоминает два черепашьих панциря (или ракушки), сложенных один на другой полыми сторонами, с такой же сферически плоской башней — еще одним панцирем поменьше. Но именно подобное строение плюс значительная масса (60 тонн) позволяли избежать опрокидывания танка чудовищной ударной волной ядерного взрыва. И эта же конфигурация корпуса сводила на нет все усилия вражеских пушек: при испытаниях снаряды легко рикошетили от брони и улетали в «молоко».

Еще одной особенностью, позволявшей атомному танку быть сверхустойчивым и необычайно проходимым, было четыре гусеницы, а не две, как у обычной бронированной машины. Это обстоятельство позволяло танку легко преодолевать ежи, пни, надолбы и прочие препятствия. А огромный вес этой не такой уж большой «черепахи» объяснялся очень просто: машина имела самую толстую в мире броню, доходившую в лобовой ее части до 305 миллиметров! Даже на самых «твердолобых» немецких танках конца войны она не превышала 200 мм, а у «Тигров» составляла всего 100 мм.

В серию атомный танк не пошел — оно и понятно: это была дорогая «игрушка». Наверное, поэтому примерно в те же годы в США независимо от нас тоже разработали (но так и не изготовили) подобный атомный танк Chrysler TV-8.

Правда, американцы спланировали его уже не тяжелым, а средним. Соответственно, его проект наделили куда более скромными характеристиками и тактико-техническими данными. Но предполагалось, что штатовский танк мог передвигаться и под водой. Что ж, как говорится, кто во что горазд.

КТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПИОНЕРОМ В ТАНКОСТРОЕНИИ?

Этот вопрос не дает покоя многим поклонникам бронированной техники. Вообще, родиной танка является вовсе не Англия (которая применила их 15 сентября 1916 года в битве при Сомме), а Россия.

Впервые танк (в привычном нам понимании) изобрел в 1914 году русский инженер Александр Пороховщиков (между прочим, дед актера Александра Пороховщикова). И вот ведь парадокс: разрабатывался он для войны, но по причине войны же (Первой мировой) работы над танком свернули.

А уже в 1915 году при поддержке царя Николая II инженер Николай Лебеденко построил царь-танк — циклопического монстра весом 60 тонн, почти 18 (!) метров в длину, 12 в ширину и 9 в высоту. Эта гигантская то ли арба, то ли колесница с экипажем в 15 человек застряла в овраге во время первого же испытания. И осталась там ржаветь. Так что применить его не успели, и он простоял на полигоне несколько лет, пока его не отправили (уже советские власти) на переплавку.

Источник: mirnov.ru