Как работает система распределения тормозных усилий (EBD)

    Устройство автомобиляТормозная система

Мар 26, 20190 24

Оглавление

    1 Что такое система EBD2 Когда необходима3 Принцип работы

      3.1 Цикл работы EBD

    4 Преимущества и недостатки системы

Современные автомобили оборудуются множеством электронных систем, помогающим водителю и стабилизирующим положение автомобиля на дороге. Одним из таких электронных помощников является система распределения тормозных усилий.

Что такое система EBD

Система распределения тормозных усилий, или EBD (Electronic brakeforce distribution), это развитие более привычной автовладельцам системы ABS. При этом EBD выступает не заменителем ABS, а работает с ней совместно, помогая повысить управляемость автомобилем.

EBD перераспределяет тормозные усилия в зависимости от нагрузки на каждое из колес. Благодаря этому EBD предотвращает блокировку или пробуксовывание колес, что позволяет избегать заноса или разворота при торможении в сложных условиях дорожного покрытия.

Когда необходима

Проблемы с торможением могут в нескольких ситуациях — экстренном торможении, торможении в повороте и при движении колес по двум типам покрытия. Это случается когда, например, одна сторона автомобиля находится на асфальте, а вторая — на заснеженной обочине.

В первом случае, когда водитель с усилием нажимает педаль тормоза, на переднюю ось смещается центр тяжести автомобиля, что при условии передачи равномерного тормозного усилия на все колеса приводит к блокировке задних колес. Это приводит к заносу и потере управляемости автомобилем. Изменение загрузки автомобиля, например, перевоз задних пассажиров или груза в багажнике, также меняет необходимые тормозные усилия для обеих осей.

При торможении в повороте центр тяжести переносится на сторону автомобиля, идущую по внешнему радиусу. Торможение в таких условиях также грозит заносом и разворотом автомобиля. Такие же последствия несет и торможение на разнородном покрытии, когда, например, одна сторона автомобиля движется по асфальту, а вторая — по льду или снегу.

Во всех этих случаях система ABS не может справиться с проблемами — зачастую случается блокировка колес и последующий занос. Выйти из такого положения без проблем могут только опытные водители.

Принцип работы

Перед системой EBD ставятся следующие задачи, помогающие сохранить стабильность автомобиля при торможении.

Определение уровня проскальзывания для каждого из колес.Изменения уровня жидкости в тормозных цилиндрах распределения тормозных усилий, степень которых зависит от сцепления колес с дорожным покрытием.Сохранение курсовой устойчивости при дестабилизации автомобиля при боковом сносе.Предотвращение заноса автомобиля при торможении и прохождении поворотов.

Система EBD состоит из трех конструктивных элементов:

    датчиков ABS, расположенных на колесах автомобиля;электронного блока управления, общего для EBD и ABS;гидравлического блока ABS, выполняющего регулировку давления системы путем изменения тормозных усилий на колесах.

Работа системы EBD основана на получении информации от датчиков ABS, расположенных на каждом колесе. Датчики определяют скорость движения колес разных осей и сторон. Если при торможении показания различаются, то информация передается на электронный блок управления.

Электронный блок управления анализирует информацию и дает команду на снижение, увеличение или удержание давления в тормозных цилиндрах каждого колеса. Гидравлический блок ABS обеспечивает изменение или сохранение давления, регулирующего тормозные усилия для каждого колеса.

Цикл работы EBD

Работа системы EBD основана на цикле, состоящего из нескольких последовательных фаз:

    первая фаза — удержание давления;вторая — снижение давления;третья — набор давления до первоначального уровня.

Получив информацию от датчиков системы ABS, что усилия на оси различаются, блок управления определяет, что задняя ось находится под угрозой блокировки колес. После этого блок управления дает команду на перекрытие клапанов тормозной системы задней оси. Благодаря этому давление в задней оси стабилизируется, происходит удержание давления.

Вторая фаза наступает тогда, когда блок управления определяет, что ось все равно находится под угрозой блокировки или пробуксовки колес. Блок управления дает команду на снижение давления в — клапаны тормозной системы открываются, происходит снижение давления.

Третья фаза работы системы EBD начинается тогда, когда блок управления определяет, что угловая скорость колес задней оси превышает установленные значения. Тогда блок управления дает команду на увеличение давления в тормозных цилиндрах задней оси. После перераспределения тормозных усилий начинают блокироваться колеса передней оси. В этом случае их блокировку предотвращает система ABS

Преимущества и недостатки системы

Основные преимущества системы EBD выражены в самом принципе ее работы.

Значительно повышается управляемость автомобиля. Водитель может не беспокоиться, что автомобиль развернет при движении на сложном покрытии или вынесет в кювет при выполнении поворота. При условии, что им не были совершены грубые ошибки в вождении.Постоянность работы. В отличие от ABS, начинающей работу только при полном нажатии тормоза, EBD работает в автоматическом режиме, включаясь даже при легком нажатии педали. Поэтому скорость реакции у EBD выше, чем у стандартной ABSЕще одно преимущество — система включается на полную мощность только на заблокированных колесах. Это позволяет использовать ее плюсы при движении по смешанному покрытию, когда одна пара колес или сторона находится на льду или заснеженной трассе, а вторая — на асфальте.

У EBD существуют и отдельные недостатки, которые достались ей по наследству от ее прародительницы — системы ABS

Если автомобиль оборудован EBD, то в условиях движения по заснеженной трассе на шипованной резине увеличивается тормозной путь. Шипованные покрышки при нажатии тормоза и блокировке колес создают эффект якоря, создавая усиленное сопротивление скольжению. Благодаря этому автомобиль достаточно быстро останавливается даже при серьезном гололеде. При использовании системы EBD такого эффекта не происходит — она препятствует блокировке колес, что снижает противоскользящий эффект шипованной резины. В результате тормозной путь увеличивается на 10-15 %.Еще один достаточно условный недостаток — невозможность использования спортивного типа езды на автомобиле, оборудованной EBD. Ее работа не позволяет отправить автомобиль в управляемый занос, столь любимый уличными гонщиками. Электроника вмешивается и выводит машину из заноса. Нужно понимать, что EBD оборудуются автомобили, предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования. Управляемый занос — элемент даже не спортивного стиля вождения, а скорее автомобильного фристайла, который не нужен на обычных дорогах. Тем водителям, которым нравятся эффектные заносы авто, лучше приобретать машину без встроенных электронных систем, стабилизирующих положение автомобиля на дороге.

EBD — прекрасный помощник водителя, помогающий избежать заноса, разворота и выноса автомобиля при блокировке колес. Однако ни одну систему нельзя назвать панацеей, в том числе это утверждение относится и к EBD. При совершении грубых ошибок в вождении, особенно на сложном покрытии (заснеженном, заледенелом, покрытом потоками воды), избежать разворота или выноса практически невозможно. Поэтому даже на оборудованном EBD автомобиле нужно стараться водить аккуратно и стараться не совершать ошибок.

Источник: voditelauto.ru