Как договориться с ЕС по углеродному налогу

Фото Reuters

В Москве под руководством президента Санкт-Петербургской международной торгово-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Алексея Рыбникова и директора дирекции по анализу товарных рынков СПбМТСБ Александра Гудкова прошел вебинар, посвященный теме «Концепция углеродного регулирования в России. Биржевые торги углеродными единицами». В качестве эксперта принимал участие в работе вебинара Роман Ишмухаметов – старший эксперт санкт-петербургского представительства «Бейкер Макензи».

В его ходе обсуждались вопросы, связанные с реализацией климатической повестки дня в России. В частности, вопросы актуальности темы углеродного регулирования: риски и возможности для экономики России; задачи, которые должна будет решать национальная система углеродного регулирования; мировой опыт углеродного регулирования, европейская модель cap-&-trade; два вида углеродных единиц в мировой практике: чем отличаются единицы разрешенных выбросов и единицы сертифицированного сокращения выбросов и сколько они стоят на биржевых торгах; общая схема углеродного регулирования в России, роль и место биржи в этой модели; «дорожная карта»: необходимый порядок действий по введению регулирования; как могут выглядеть биржевые торги углеродными единицами и что необходимо для их старта.

Европейское давление как стимул для россиян

Сначала напомним, что в рамках инициативы по достижению цели сокращения выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году и достижения их нулевого уровня к 2050 году 14 июля 2021 года Европейская комиссия представила проект пакета климатического законодательства, включающий как новые предложения, так и поправки в существующие законы. В частности, среди предлагаемых инициатив планируется внедрение механизма трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), который предусматривает продажу специально созданным уполномоченным органом сертификатов на импортируемые в ЕС товары углеродоемкого производства по установленному перечню. CBAM будет вводиться постепенно: с 2023 года – действовать по более упрощенной схеме, а начало полной реализации действия механизма планируется с 2026 года. Так, с 2023 года производителям необходимо будет отчитываться о размере углеродного следа своей продукции, а с 2026 года вступает в действие CBAM Authority, который будет регулировать механизм взимания углеродных платежей, выпуская сертификаты. Импортеры товаров в Евросоюз должны будут покупать сертификат, соответствующий цене за выбросы парниковых газов, которую надо было бы заплатить, если бы данные товары производились в соответствии с законодательным регулированием ЕС платы за выбросы парниковых газов в атмосферу. Цена данных сертификатов будет рассчитываться в зависимости от средней аукционной цены на квоты EU ETS (система торговли квотами на выбросы в ЕС) за неделю, выраженной в евро за тонну CO2. Однако на сегодняшний день до конца неясно, как будет работать механизм расчета цены сертификатов. CBAM будет охватывать как прямые выбросы – те, что выделяются и потребляются непосредственно в процессе производства, включая выбросы от производства тепла и холода, – так и косвенные, например потребленное электричество. При этом для продуктов, относящихся к категории complex goods (товары, требующие включения в процесс производства других простых товаров), добавляется углеродный след потребленных сырья и материалов.

Предполагается, что российским экспортерам предстоит подготовиться к этим мерам ЕС в рамках СВАМ. Если учесть, что Россия занимает 2-е место после Китая по объему углеродоемкого экспорта в ЕС: около 150–200 млн т ежегодно (данные предкризисного 2018 года), данная подготовка может считаться необходимой, чтобы удержать европейский рынок сбыта российских товаров. Для России сбор больше всего затронет такие сферы, как нефтехимия, металлургия и производство удобрений. Но, как считают эксперты Boston Consulting Group, этот сбор затронет не только углеродоемкие производства, но и косвенно все сектора российской экономики.

Представленные в середине июля Еврокомиссией предложения по введению Евросоюзом механизма трансграничного углеродного регулирования (СВАМ) можно считать историческим моментом для российских экспортеров: углеродный налог, о котором так долго говорили в Европе, окончательно становится реальностью. По оценке министра экономического развития РФ Максима Решетникова, только российские производители стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента потеряют 7,6 млрд долл., и это не говоря о нефтегазовой отрасли, которая на первых порах скорее всего не ощутит «СВАМ-эффекта». И хотя из периметра трансграничного налога пока исключена нефтепереработка, основной удар придется на такие интенсивные в части углеродных выбросов отрасли, как металлургия, газохимия и производство цемента.

Это обстоятельство лишь напоминает о необходимости действий на опережение, подчеркивал в интервью «Нефти и Капиталу» глава компании VYGON Consulting Григорий Выгон. По его мнению, в ответ на европейские углеродные нововведения России нужны собственная климатическая политика и новая система оценки выбросов углекислого газа, а одним из механизмов реализации этой политики должно стать стимулирование инвестиций в проекты отечественного бизнеса, направленные на борьбу с изменениями климата.

Поэтому решение данной проблемы целиком в интересах России. Причем стоит учитывать, что CBAM не будет распространяться на страны, которые заключили соглашение о слиянии своей системы торговли выбросами с европейской системой. Анатолий Чубайс в бытность главой Роснано еще в 2019 году предлагал ввести углеродный налог в России, который взимался бы за превышение компаниями целевых показателей выбросов парниковых газов. Предполагалось, что в случае появления такого налога ЕС мог бы освободить российские товары от нового трансграничного налога. Однако углеродный налог не единственный, а лишь один из вариантов решения возникшей проблемы с трансграничным регулированием. И как отмечал в приведенном выше интервью Григорий Выгон, «такие механизмы, как углеродный налог или система торговли выбросами со снижением порога допустимых квот и высокой ценой на СО2-эквивалент, безусловно, являются эффективными стимулами для сокращения эмиссии парниковых газов. Но если европейские производители в рамках механизма системы торговли квотами могут перекладывать эту нагрузку на потребителей, то у нас, с одной стороны, государство по социальным причинам не позволяет увеличивать цены на энергию и топливо выше инфляции, а с другой – такой сценарий будет иметь негативные последствия для экономического роста. Поэтому маловероятно, что Россия пойдет по европейскому пути».

Пока все на добровольных началах

В качестве одного из наиболее используемых вариантов на нерегулируемых добровольных рынках чаще всего в регионах или секторах экономики используются углеродные кредиты под добровольное сокращение выбросов. Иногда используются сокращения – ограничение и торговля (cap-and-trade) – тип углеродного компенсатора (offset), обмениваемого на добровольном внебиржевом рынке на получение углеродных кредитов, где доля добровольного финансирования составляет около одной десятой рыночной стоимости углеродных компенсаций, или на «предварительное соответствие». Последними чаще всего пользуются компании и частные лица, когда принимают на себя ответственность за компенсацию собственных выбросов. Их мотивацией является этическое мышление, корпоративная социальная ответственность и даже конкурентные преимущества: связи с общественностью, имидж. Все эти разновидности форм снижения выбросов парниковых газов сосуществуют с регулируемыми углеродными рынками.

Инициативы по созданию углеродного регулирования активно обсуждаются в данный момент в России и включают в себя в том числе создание национального рынка углеродных единиц. Развитие национального углеродного регулирования может помочь снизить нагрузку на российских экспортеров в отношении CBAM.

Российский путь

Так, 2 июля 2021 года был принят Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» (вступает в силу 30 декабря 2021 года), направленный на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов парниковых газов. Закон, в частности, предусматривает: государственный учет выбросов парниковых газов; установление целевых показателей их сокращения; поддержку деятельности по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов, введение рынка обращения и зачета углеродных единиц. В качестве попытки практической обкатки данного закона следует рассматривать внесенный на рассмотрение правительства в июле Минэкономразвития России законопроект «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области». Целью законопроекта является достижение на территории участника эксперимента углеродной нейтральности до 31 декабря 2025 года. Эксперимент планируется проводить с 1 января 2022 года до 31 декабря 2025 года включительно.

Схема углеродного регулирования в России. Схема с сайта www.spimex.com

Национальный рынок углеродных единиц предполагает прежде всего определение цены углеродной единицы. В настоящее время единственным рыночным механизмом ее определения, по оценке петербургских биржевиков, является товарно-сырьевая биржа. Без определения цены углеродной единицы и обращения части квот на открытом рынке невозможно будет снизить платежи российских экспортеров по трансграничным углеродным налогам и рассчитать суммы вычетов.

Алексей Рыбников полагает, что на начальном этапе в России тему углеродного регулирования понимали только как поиск механизма, чтобы отбиться от европейского углеродного налога на экспорт. Но задача стоит намного шире и связана она с тем, что в мире существует климатическая повестка, и Россия к этой климатической повестке присоединилась. Наше предложение, как считает Рыбников, это видение биржи, и оно не претендует на, как говорится, мнение в последней инстанции. По его словам, многие аспекты углеродного регулирования по-прежнему остаются не до конца упорядоченными как в России, так и за рубежом. Однако именно разрешение проблемных вопросов даст возможность в сжатые сроки с учетом мирового опыта и особенностей российской экономики и рынка построить систему регулирования, учета и торговли углеродными единицами разных типов, а также успешно реализовать эксперимент создания региональной системы углеродного регулирования на территории Сахалинской области.

Александр Гудков признал, что для России своего рода триггером стала угроза введения пограничного углеродного регулирования. По его мнению, наиболее распространенным в мире механизмом такого стимулирования стала система квотирования выбросов, работающая по принципу Cap-&-Trade. Как он считает, примененная в Евросоюзе система работает не столько в сфере защиты климата, сколько в сфере компенсации ущерба для компаний Евросоюза, полученного в результате реализации этой защиты. Смысл этого в том, что они ввели экономический механизм, стимулирующий компании сокращать выбросы и нести в связи с этим серьезную фискальную нагрузку. Европейские фирмы соответственно оказались в худшем положении по сравнению с конкурентами из стран, где нет подобного регулирования. Поэтому Евросоюзу пришлось как-то защищать своих производителей. На самом деле эта защита ведет к выравниванию условий конкуренции, и она тяжело отражается на странах с преимущественно сырьевой структурой экономики. По сути дела, считает Гудков, если Россия не будет заниматься решением данной проблемы, то речь может идти уже о технологическом отставании от Европы. Чтобы его избежать и необходимо создание системы национального углеродного регулирования. Уже упомянутый Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» как раз и направлен на создание условий в России для устойчивого и сбалансированного развития экономики при снижении уровня выбросов парниковых газов. И именно с этого закона в России, по мысли Минэкономразвития, и начинается эра национального углеродного регулирования.

Что нужно для организации биржевой торговли квотами на выбросы парниковых газов или торговли углеродными единицами? Смысл данной торговли сводится к следующему. Предполагается, что крупные предприятия обяжут ежегодно предоставлять контролирующим органам отчетность об объемах выбросов парниковых газов: сначала те, например (как это указывается в соответствующем проекте Газпромбанка), у кого ежегодный объем выбросов составляет более 150 000 т эквивалента СО2 (углекислого газа), а после 2024 года – более 50 000 т. Позднее выделенные государством квоты на выбросы одно предприятие сможет перепродать другому при необходимости.

Таким образом, более экологичные заводы (производящие мало выбросов CO2) получат возможность зарабатывать на квотах, реализуя их тем предприятиям, на которых выбросы значительно выше установленных ограничений. Но удобнее всего все эти операции проводить в рамках биржи, где уже имеются соответствующие правила и механизмы.

Кстати, углеродный налог как раз представляет собой другой вариант реализации данной идеи, то есть предприятия-загрязнители, выбрасывающие большой объем парниковых газов, оплачивают государству сверхнормативные выбросы в виде углеродного налога. Именно такой подход сегодня применяется в Европе (в частности, в Финляндии, Норвегии, Швеции и Швейцарии он превышает 50 долл. за 1 т CO2-эквивалента).

Пилотным регионом по введению квот на выбросы углерода и торговле ими станет Сахалинская область. «Дорожная карта» по проведению в регионе соответствующего эксперимента была утверждена в январе 2021 года вице-премьером Викторией Абрамченко. Его цель – достижение к 2025 году углеродной нейтральности, то есть снижение до нуля разницы между выбросами парниковых газов и их поглощением с учетом возможностей экосистемы региона. Вслед за Сахалином к торговле квотами на выбросы готовы приступить еще два региона – Нижегородская и Калининградская области, об этом в апреле заявляли представители региональных властей.

Но, как отмечал на вебинаре Гудков, для того чтобы подойти к реализации идеи биржевой торговли квотами или углеродными единицами, надо еще принять существенное количество законодательных актов. Сначала, по его словам, нужен федеральный закон о квотировании выбросов парниковых газов, а дальше – методики, включая, в частности, методику расчета поглощающей способности российских лесов. Методики надо утвердить, нужно также утвердить полномочный орган, определиться с реестром. На международном уровне необходимо провести переговоры с Евросоюзом о признании российской системы углеродного регулирования, чтобы она стала основой для организации платежей по СВАМ.

Китайский вариант

В КНР уже разработана, например, система торговли зелеными сертификатами. Это не биржевая торговля квотами на выбросы, но она тоже призвана стимулировать ограничение эмиссии парниковых газов. Новая китайская система торговли зеленой энергией будет связана с существующей системой зеленых сертификатов. Национальный центр управления информацией по возобновляемым источникам энергии будет «выдавать и передавать сертификаты биржам электроэнергии, которые затем будут передавать их покупателям электроэнергии, произведенной на основе возобновляемых источников».

Следует отметить, что Китай запустил в пилотном формате систему биржевой торговли зеленым электричеством, чтобы «направить общество к активному потреблению зеленой энергии и ускорению перехода к низкоуглеродным технологиям». Экспериментальная схема предусматривает, что пользователи, которым нужна зеленая энергия, будут напрямую торговать с энергетическими предприятиями, производящими ветровую и солнечную фотоэлектрическую электроэнергию. Впоследствии другие сектора ВИЭ будут постепенно включаться в схему. В июне текущего года уже сообщалось, что Китай отменяет субсидии для новых крупномасштабных, промышленных и коммерческих распределенных солнечных электростанций, а также наземных ветровых электростанций. При этом новые проекты ВИЭ-генерации могут добровольно участвовать «в рыночных сделках для формирования цен на электроэнергию, чтобы лучше отражать экологическую ценность зеленой энергии».

Новая система торговли и призвана обеспечить заключение таких сделок, в которых желающие могут купить солнечную и ветровую электроэнергию, заплатив также «премию за экологическую ценность».

Под руководством Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) и Национального энергетического управления (NEA) пилотный проект будет реализован на биржах электроэнергии в Пекине и Гуанчжоу при координации двух крупных сетевых операторов страны – Государственной электросетевой корпорации Китая (State Grid) и Китайской южной энергосистемы (Southern Grid).

По сообщению издания «Новости электроэнергетики Китая», на старте системы в торговле приняли участие 259 участников рынка из 17 провинций. Объем сделок в State Grid составил 6898 ГВт-ч (6440 ГВт-ч солнечной и 458 ветровой), а Southern Grid 1037 ГВт-ч. Премия составляла 0,03–0,05 юаня за киловатт-час.

Немецкий химический гигант BASF объявил, что его шесть заводов в Шанхае, Цзянсу и Гуандуне будут напрямую участвовать в торговле возобновляемой электроэнергией. К 2025 году компания планирует закупить около 440 000 МВт-ч электроэнергии из возобновляемых источников и достичь нулевого баланса выбросов к 2050 году. BASF будет максимально использовать возобновляемые источники энергии на своих производственных базах в Большом Китае для реализации целей компании по защите климата и в то же время будет вносить более активный вклад в достижение климатических целей Китая, заявил Стефан Котрейд, президент и председатель BASF Greater China.

Китай является мировым лидером по установленной мощности ВИЭ и выработке солнечной и ветровой электроэнергии. В 2020 году суммарная мощность солнечных и ветровых электростанций КНР составила 535 ГВт. По прогнозам, к 2030 году она может превысить 1600 ГВт. 

Источник: ng.ru