Глава Минстроя Владимир Якушев работает над новой Стратегией развития ЖКХ.
Фото РИА Новости
Темпы деградации основных фондов коммунальной инфраструктуры уже выше темпов роста тарифов. Об этом сообщили «НГ» в Минстрое. По официальным данным, доля жилищно-коммунальной инфраструктуры, нуждающейся в модернизации, составляет сейчас от 30 до 45%, а по экспертным оценкам – от 60 до 70%. С годами ситуация не улучшается, а наоборот, в 90-е она была лучше. Минстрой разрабатывает Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) до 2035 года, в которой будут определены принципы развития инвестиционного потенциала отрасли.
Граждане РФ недовольны состоянием коммунальной инфраструктуры в своих домах, показал недавний опрос Левада-Центра. Как следует из результатов опроса, главной проблемой, связанной с жильем, для респондентов оказалась «плохая вода (пахнет хлоркой, ржавая, мутная)». Недовольных ее качеством оказалось 18% опрошенных. Сбои в подаче воды беспокоят еще 15% опрошенных. А необходимость в косметическом или капитальном ремонте в том числе из-за плохой работы коммуникаций видят 18% и 16% россиян соответственно. Негативные оценки жителей РФ более чем оправданны. В стране слишком высока доля жилищно-коммунальной инфраструктуры, которую нужно срочно модернизировать.
Так, около 45% уличной водопроводной сети, свыше 44% уличной канализационной сети и почти 30% тепловых и паровых сетей нуждаются в замене, сообщает Росстат. Ситуация значительно хуже, чем была, например, в середине 90-х, когда доля сетей, требующих замены, была ниже примерно в два раза. Кроме того, в системе теплоснабжения потери составляют сейчас в целом по стране 12,5% от подачи тепла. Это максимальный показатель за последние несколько десятилетий, в 1995 году потери тепла не достигали и 5%.
Экспертные оценки еще хуже, чем официальные. «По разным оценкам, от 60 до 70% сетей водо- и теплоснабжения, водоотведения в России нуждаются в срочной реконструкции. Если не предпринимать кардинальных стратегических решений, их доля будет увеличиваться, – сказал «НГ» доцент Российского экономического университета Алексей Яшкин. – Сейчас объемы реконструкции инфраструктуры ЖКХ не успевают за скоростью изнашиваемости».
В Минстрое не раз призывали ориентироваться не столько на протяженность ветхих сетей, сколько на число аварий. По итогам отопительного сезона 2018/19 года оно снизилось на 10% по отношению к показателям предыдущего сезона, сообщал глава Минстроя Владимир Якушев. По сравнению с 90-ми годами число аварий снизилось в разы.
Однако, как говорят эксперты, это свидетельство не столько улучшения в отрасли, сколько попыток решать проблемы по мере их поступления. «То есть ликвидируют аварии, а не причины их возникновения. Хотя основная причина – это почти всегда физический износ», – пояснил «НГ» директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «В большинстве случаев не проводится капитального ремонта сетей, закупается неэнергоэффективное оборудование, потребляющее большое количество энергии», – обратил внимание директор департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос» Сергей Захаров.
Как пояснил «НГ» замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров, «изношенность сетей обусловлена тем, что большая доля коммунальной инфраструктуры была создала еще в советское время; другая часть построена в 90-е годы, и эти объекты отличаются низким качеством строительства и материалов, в связи с чем также имеют высокий износ».
Замглавы Минстроя Максим Егоров признает
деградацию коммунальной инфраструктуры в стране.
Фото с сайта www.minstroyrf.ru
Замглавы Минстроя сделал важное уточнение: «Темпы деградации основных фондов коммунальной инфраструктуры уже выше темпов роста тарифов». И это – несмотря на то, что население платит за коммунальные услуги все больше.
Как говорит Алексей Яшкин, изношенные трубы и оборудование требуют частого ремонта, снижается теплопроводимость и, как следствие, необходимо больше топлива. Такие издержки в конечном счете перекладываются на потребителя. Но это не оплата будущего развития, а компенсация уже случившихся потерь.
«Тарифы растут, однако на самом деле никакой корреляции между их ростом и расходами непосредственно на содержание инфраструктуры и коммуникаций нет», – говорит Дмитрий Жарский. «Хоть в тариф и закладывается стоимость обслуживания коммуникаций, это всего лишь один из факторов, далеко не единственный», – поясняет он.
Дальнейшим повышением тарифов проблему не решить, нужно «масштабное реформирование всей сферы ЖКХ», говорит Жарский. «Несомненно, надо реконструировать, но за чей счет? – задается вопросом Яшкин. – Для населения такая ноша непосильна, особенно для жителей маленьких городов и поселков. И это связано не только с низким уровнем доходов, но и с высокой долей инфраструктуры на одного жителя. Бизнес участвовать в государственно-частном партнерстве в сфере ЖКХ не очень хочет, так как вложения и риски огромные, а отдача минимальна. Муниципальные образования не имеют в бюджете средств на реконструкцию, а субсидий выделяется крайне мало. Остается надежда только на государственные бюджеты различных уровней».
«Полагаю, что ситуацию помогут улучшить комплексные инвестиционные программы, предусматривающие возврат вложенных средств для инвесторов, – поясняет Сергей Захаров. – Выходом могло бы стать распространение инструмента, чем-то похожего на энергосервисный контракт, но учитывающего расходы не только на энергию, но и на ремонтные работы, содержание аварийных бригад, диспетчеров». Это договор, фиксирующий возмещение затрат инвестора за счет будущей экономии от снижения количества аварий и т.п.
Вице-премьер Виталий Мутко ранее анонсировал кардинальный пересмотр стратегии развития ЖКХ и ее синхронизацию с нацпроектами. Как сообщил «НГ» замминистра Максим Егоров, Минстрой детально проанализировал сложившуюся ситуацию и понимает, какие действия необходимы для развития инвестиционного потенциала отрасли и упрощения правил работы на рынке. «Определим эти принципы в Стратегии развития ЖКХ до 2035 года, которую сейчас разрабатываем», – сказал он. По его словам, государство понимает свою ответственность. Было «разработано несколько механизмов бюджетной поддержки модернизации сферы ЖКХ», подчеркнул он.
«Ряд из них уже находятся в стадии реализации, например, федеральные проекты «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология», программа по модернизации коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда ЖКХ. Также разрабатывается отдельная программа по модернизации коммунальной инфраструктуры с износом более 60%, – перечислил Егоров. – Практика реализации этих проектов позволит определить необходимую систему мер господдержки модернизации, развития коммунальной инфраструктуры и участия бизнеса в этих процессах».
Источник: