Марина Линник. Пока Бог спит.[Роман].
– М.: Водолей, 2018. – 288 с.
В качестве времени действия своего произведения романистка Марина Линник выбрала раннее Средневековье, середину и вторую половину VI века. Кто-то скажет: рассвет эпохи Меровингов. Род этот особенный. Не случайно Дэн Браун в своем романе «Код да Винчи» кощунственно считает их прямыми потомками Иисуса Христа и Марии Магдалены. Впрочем, оставим подобные спекуляции и остановимся на том, что род этот действительно сыграл огромную роль в средневековой истории Европы. В 558 году вся Галлия, а это практически пол-Европы, объединилась под властью короля Хлотаря I. Он владел этой огромной территорией вплоть до своей смерти в 561 году. И оставил ее четырем сыновьям – Хильперику, Сигиберту, Гунтрамну и Хариберту, сделав их лютыми врагами. Врагами стали их жены. В особенности Фредегонда, жена Хильперика, и Брунгильда, жена Сигиберта. Они организуют убийства сыновей, мстят изо всех сил… Их личная война вошла в историю. И в чем-то, возможно, заложила основы конца эпохи Меровингов. Женская вендетта – что может быть страшнее.
Да, кто-то скажет: рассвет эпохи Меровингов… Но Марина Линник видит в этом, по меткому выражению Козьмы Пруткова, начало того конца, которым оканчивается начало… Иными словами, она видит в этом рассвете – закат.
Жестокое, кровавое время, эпоха кровной мести… Но Линник не просто беллетризирует учебник истории Средних веков. Она с мастерством драматурга мотивирует своих героев. Начинается роман с апокрифической истории, которой нет в официальных исторических хрониках. Фредегонда – младшая дочь мелкого феодала Феликса. По вине его недальновидной супруги оказалось так, что их старшая дочь Меренда была обещана в жены и Хильперику, и Сигиберту. А они во всем соперничают. Ни один не хочет уступать другому, и эта ситуация для них обоих оскорбительна. В результате пострадала семья Феликса. Жестокие братья убили всех, спаслась лишь малышка Фредегонда. И вот, повзрослев, она начинает мстить своим обидчикам. И для этого в первую очередь втирается в доверие к Хильперику. Сначала становится его служанкой, потом наложницей, а после и женой…
Подчас женщины бывают страшнее
мужчин. Эммануэль Херман Джозеф
Валлет. Фредегонда вооружает убийц
Сигиберта I. XIX век Музей
де ла Шартрез, Дуэ, Франция
Однако все это читатель узнает постепенно. Композиция романа построена не то чтобы очень замысловато, но весьма красиво. Прочитав кровавую первую главу, которая, по сути, является прологом, читатель видит фразу: «С того рокового дня прошло много лет…» Мы оказываемся у постели старой, умирающей Фредегонды. Оказываемся вместе с ее любимым сыном Хлотарем II, названным в честь легендарного деда. Ему предстоит узнать много страшного и неожиданного. Нет, Фредегонда не кается в содеянном ни перед сыном, ни даже перед Богом. Она рассказывает правду, чтобы сын ее знал. И первое – то, что он вовсе не сын своего отца, которого Фредегонда не то что не любила, а просто ненавидела. Как ненавидела и всех его братьев. И всех Меровингов.
Каждая глава романа начинается с эпизода у постели умирающей Фредегонды, после чего читатель переносится в прошлое и последовательно узнает обо всех этапах этой страшной мести. О том, как умная и жестокая Фредегонда осуществляла клятву, которую дала себе в детстве, под кустом, в стороне от горящего семейного замка, в котором погибли все ее близкие…
Да, Фредегонда не кается даже перед Богом. Потому что если на земле свершаются такие чудовищные вещи, то Бог, похоже, спит.
Источник: