В Саратовской консерватории завершился XII всероссийский конкурс молодых композиторов имени Альфреда Шнитке. В финал старшей группы было допущено шесть партитур. Победителем был признан Евгений Шкультин, студент Московской консерватории (класс проф. А.В. Чайковского).
Сопредседатель жюри конкурса, член Совета Союза композиторов России, председатель Ассоциации молодых композиторов и музыковедов Россиийского музыкального союза «МеждународМолОт» Ярослав Судзиловский рассказал «НГ» о конкурсе.
— На конкурсе вы познакомились с целым рядом сочинений молодых композиторов. Каково общее впечатление от партитур? Можно ли выделить тенденции?
— Общая тенденция в том, что практически уходит так называемая авангардная музыка. Все партитуры были тональные, хотя участники представляли совершенно разные регионы и консерватории. Я бы сказал, что у ребят есть стремление к оптимизму.
— С чем вы это связываете?
— Просто атональная музыка и так называемый второй авангард постепенно уходят в прошлое. А молодые композиторы ищут себя, свежее звучание уже в новых реалиях. И это прекрасно. Недостатки, конечно, тоже есть. Главный из них — нехватка смелых решений. Конкурсанты пытаются показать, что они чему-то научились. Но то, что уместно на зачете по композиции в вузе, не столь органично на конкурсе, где хочется видеть, в первую очередь, индивидуальность композитора, а не его выучку.
Я бы хотел, чтобы каждое следующее поколение выступало гораздо смелее, делало что-то такое, что нас бы захватило. Жду музыку, которая бы меня «шарахнула». Но пока, по моему ощущению, все как-то слишком «причесанно». А «причесанность» в композиции — дохлый номер. Не нужно этого. Но мы можем констатировать факт, что у молодежи появилась тенденция писать музыку антиавангардную. То есть эпоха эксперимента уступила место эпохе стабильности. Но и она чему-то уступит место.
— Это связано с внутрицеховыми моментами — композиторским образованием, например, — или это свидетельство процессов, которые идут в обществе?
— Я думаю, это тенденция в обществе. Образование здесь совершенно ни при чем. Каким оно было, когда мы учились, такое оно и сейчас. Нельзя сказать, что оно радикально повлияло на творческую составляющую. И было бы ошибкой утверждать, что нынешние студенты-композиторы лучше своих предшественников или хуже. Они другие! Мы, скажем, писали ноты от руки, они же сейчас все пишут только на компьютере. Это плохо, потому что они не владеют ремеслом как таковым. Композиторское творчество — оно все-таки от руки. И у автора совершенно другое психологическое восприятие музыки, когда он ее пишет рукой, нежели когда сидит кнопки нажимает. Я бы вообще запрещал курса до третьего консерватории пользоваться компьютерным набором. Ребята должны научиться руками писать и понять, что такое композиторский труд.
— Говоря об итогах конкурса, можем ли мы какие-то партитуры назвать прорывом? Вы же явно давали первое место не просто так.
— Евгений Шкультин победил единогласно, у нас не было никаких сомнений. Он представил очень профессиональное сочинение, в котором продемонстрировал отличное владение композиторской техникой. Но прорывов, каких-то открытий я на конкурсе не увидел. Тем не менее, считаю, что это очень важный конкурс. Я бы сказал, он один из самых свободных в России. Он открыт ко всем направлениям, тенденциям, там нет никакой стилевой или иной цензуры. Кроме того, важная его составляющая — образовательная. Благодаря тому, что МолОт, а следовательно и Российский музыкальный союз теперь имеет отношение к его организации, саратовские студенты и участники конкурса со всей страны могли пообщаться и послушать выступления таких профессионалов, как Марк Пекарский, Настасья Хрущева, Артур Зобнин…
— Насколько вообще в современном мире актуальны композиторские конкурсы? По вашему ощущению их сейчас больше или меньше, чем раньше?
— Конкурсов очень много давным-давно. Это не хорошо и не плохо. Не могу сказать, что для композитора конкурс — нечто основополагающее. Но это хороший тренинг. Конкурс имени Шнитке важен еще и потому, что здесь произведения участников играет оркестр. А это особенно важно для них — ребята слышат, как музыка реально звучит. Задача конкурса — помочь музыканту, дать ему старт, крылья, чтобы он «полетел». Но конкурс не может дать участнику концепцию творчества, стратегию развития. Это уже приходится искать самому.
Источник: