Митрополит Кирилл (Покровский) духовно окормляет казаков, однако не все станичники, вероятно, согласны с опекой РПЦ.
Фото со страницы митрополита Кирилла (Покровского) в «ВКонтакте»
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) осудил требования к президенту России Владимиру Путину, поступившие от ставропольского объединения «Кавказская казачья линия». ККЛ потребовала вернуть в состав Ставропольского края Надтеречный, Наурский и Шелковской районы, находящиеся с 1957 года в составе Чечни. Этот демарш можно считать своеобразным ответом на протестные митинги в Ингушетии. Второе обращение ККЛ приурочила к Дню народного единства. 3 ноября с.г., созвав в Ставрополе Общегражданский форум, объединение потребовало от Путина отправить в отставку губернатора Ставрополья Владимира Владимирова и весь состав его администрации. Казаки обвинили Владимирова в разгуле коррупции и исламского экстремизма, а также в поддержке крупных латифундистов в ущерб мелкому фермерству.
«Сейчас, когда нашу страну со всех сторон пытаются раздирать на части, неужели еще и казачество пойдет по такому же неправедному пути? – обратился к казакам России митрополит Кирилл. – Посмотрите, к чему привело разделение людей по языковому и национальному признаку в Украине: страна находится в разрухе и хаосе, живет после незаконного захвата власти в ожидании новой революции. Владимир Владимиров – человек верующий, православный, и только потому до сих пор терпит ваши унизительные призывы к его отставке. В Чечне казакам выделено 100 гектаров земли, там празднуется День наурской казачки. «Кавказская казачья линия» не имеет никакого отношения к реестровому Терскому войсковому казачьему обществу. Численность этой организации крайне мала».
Малая численность ККЛ не мешает ей быть действенной политической силой, сказал «НГР» ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья Эдуард Попов. «На юге России и в стране растет кризис доверия народа к вертикали власти, – считает он. – В таких условиях нереестровые казаки имеют большую поддержку у патриотической оппозиции. Организации вроде ККЛ хорошо структурированы. Основатель ККЛ Юрий Чуреков в 1995 году оказал вооруженное сопротивление банде Шамиля Басаева. Как и Чуреков, многие нереестровые казаки имеют опыт участия в боевых действиях, среди них немало профессиональных военных. Эмиссары из Украины задолго до евромайдана пытались использовать потенциал нереестрового казачества Юга России в своих интересах».
В 2013 году Юрий Чуреков вошел в состав президиума зарегистрированной на Ставрополье партии «Братство». Тогда партия участвовала в проекте по созданию в населенных русскими регионах Северного Кавказа «Русской республики».
Чуреков и его преемник Сергей Попов не препятствуют участию в деятельности своей организации сторонников неоязычества. Для родноверов казачество – альтернативный способ самоорганизации, сказал «НГР» один из лидеров ставропольских неоязычников Дмитрий Чернов. «Войдя в казачью сотню, родновер имеет больше шансов выдвинуться самому и оказать содействие вере предков, нежели в чисто языческом объединении. Где много родноверов – там много случайных людей, больше разобщенности, а также контроля и вероятности провокаций со стороны силовиков», – говорит Чернов.
Попытки «НГР» связаться с главой ККЛ Сергеем Поповым успехом не увенчались. Из официальной автобиографии главы ККЛ известно, что Попов с 1992 по 2001 год был руководящим чиновником в администрации Ставрополья, до 2008 года – секретарем межконфессионального совета в аппарате полпреда президента в Южном федеральном округе. В 2001 году он баллотировался в краевую думу Ставрополья от партии «Единство». ККЛ была создана Чурековым в 2010 году, в противовес Терскому казачьему войску и другим реестровым казачьим объединениям Юга России. В 2015 году Чуреков был арестован за контрабанду оружия из воюющего Донбасса, но полномочий атамана не сложил. Попов провозгласил себя атаманом на созванном им из своих сторонников параллельном съезде ККЛ. Сторонники Чурекова лидерства Попова не признали. Выйдя из мест лишения свободы осенью с.г., Чуреков исключил Попова из состава ККЛ как самозванца и раскольника, однако Попов этого не признает.
Попов на сайте ККЛ ведет агитацию в защиту преследуемого российским правосудием за экстремизм ростовского бизнесмена Владимира Мелихова, автора идеи реабилитации Петра Краснова, Андрея Шкуро и других казаков – нацистских коллаборационистов. Мелихов добивается для этих преступников церковного почитания, как для «мучеников», пострадавших от большевиков. Как и его кумир Краснов, Мелихов считает казаков отдельным народом. Проводимую в первые годы советской власти политику расказачивания Мелихов и его последователи считают геноцидом казачьего народа, за который Россия как преемница СССР несет юридическую ответственность. Мелихов – православный верующий, но в оппозиции к РПЦ. В 90-х годах почитатель Краснова был близок с тогдашним главой РПЦЗ Виталием (Устиновым), одним из инициаторов идеи церковного почитания казаков-коллаборационистов.
Но вернемся к Попову, который о своих религиозных пристрастиях умалчивает, однако известно, что он привлекает в казачьи ряды неоязычников, атеистов – коммунистов и других далеких от традиционных казачьих традиций людей. Попов – член президиума «Национально-патриотических сил России» (НПСР), союзника КПРФ, который в 2017 году поддержал на президентских выборах Павла Грудинина.
«Нас спрашивают, не пачкают ли нас альянсы с почитателями Петра Краснова и других враждебных идеям коммунизма личностей, – сказал «НГР» секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. – А почему эти альянсы нас должны пачкать? Члены президиума НПСР Андрей Савельев и Максим Шевченко поддерживают КПРФ на выборах. И что – если Савельев любит белогвардейцев, а Шевченко не любит Израиль, то коммунисты должны гнать их поганой метлой? Спасибо им обоим за поддержку. Мы с ними в политическую коалицию не вступали, обязательств перед ними не брали».
Что касается неоязычников, то они могут служить и распространять свои идеи и в реестровых казачьих частях, сказал «НГР» доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Всеволод Золотухин. «Самые одиозные фанатики исчезли в 2014 году в Украине. Кто-то пребывает в местах лишения свободы за экстремизм и незаконное хранение оружия, кто-то перешел на нелегальное положение… А кто похитрее, тот присягнул для видимости православной казачьей символике и стал реестровым казаком. Казачество и неоязычество сегодня – это политические идеологии крайне правого толка с идентичным набором символов: примат здоровой русской нации, всех «басурманов» вон и т.д.», – считает Золотухин.
По словам эксперта, власти Краснодарского края начиная с 1995 года определяют казаков не как служилое сословие православного вероисповедания, а как отличный от русского народа этнос: «Конечно, власти и жители края утверждают, что казак – всегда православный. Но в краевом законе от 1995 года сказано: кубанскими казаками являются граждане России и других государств, относящие себя к прямым потомкам кубанских казаков. Из этого непонятно: казаки – часть русского народа, субэтнос, этнос в этносе или кто вообще? Фактически же власти края записали в казаки все славянское немусульманское население Кубани. У этой политики два измерения. Первое: если власти, как в царские времена, будут высчитывать, кто из жителей коренной, а кто приезжий или потомок приезжих, то можно докатиться до института неграждан, как в Эстонии и Латвии. Второе: соседство с Северным Кавказом. Власти рассуждают: краю надо укреплять прочную региональную идентичность. Иначе край станет точно таким же фронтирным, проблемным регионом, как и Ставрополье, где этой идентичности у терских казаков не сформировали».
«Казачьего бунта на Юге России инициативы ККЛ не вызовут, – счтает Всеволод Золотухин. – Центральная власть крепкая, знает, в каком сложном регионе находится. Крайне правые околоказачьи элементы прижились в легитимных светских и церковных структурах, на открытый конфликт с властями не пойдут», – резюмирует эксперт.
Источник: