Генерал-майор полиции Валентина Казакова напомнила, что Госпрограммой по переселению соотечественников воспользовались уже 800 тысяч человек. Фото PhotoXPress.ru
В конце октября президент Владимир Путин подписал указ об утверждении новой Концепции миграционной политики РФ. В интервью корреспонденту «НГ» Екатерине ТРИФОНОВОЙ врио начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-майор полиции Валентина КАЗАКОВА рассказала, каким образом будет меняться миграционное законодательство и как это скажется на судьбах соотечественников, переселяющихся в нашу страну из-за рубежа.
– Валентина Львовна, государственная программа переселения соотечественников существует с 2007 года, какие количественные итоги можно подвести?
– Начиналось все с пилотного проекта, в котором участвовали 12 субъектов, в начале этого года их было 61, а теперь уже 69.
У Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга есть «отсрочка» – исключительное право приступить к разработке региональных программ при наличии потребности экономики указанных субъектов в переселенцах. Поскольку это города-миллионники с высокой нагрузкой на социальные учреждения, значительным потоком внутренней миграции и недостатка в рабочей силе они не испытывают.
За все это время в рамках реализации программы переселилось около 796,9 тысячи человек, в основном с территорий государств так называемого постсоветского пространства. Хотя соотечественники из дальнего зарубежья в ней тоже участвуют. Старообрядцы, допустим, переезжают из Южной Америки и обычно переселяются на Дальний Восток. Желание переехать в Россию выражают и соотечественники из стран Балтии, Германии, Израиля, Боливии.
Переселенцы хорошо образованны, у 41% заявителей есть высшее или неоконченное высшее образование, у 39% – среднее профессиональное. Кроме того, более 73% участников госпрограммы и членов их семей относятся к экономически активным слоям населения, 23% – несовершеннолетние и лишь 3,5% пенсионеры.
– Насколько госпрограмма популярна у граждан сопредельных государств? Какие дополнительные меры по ее популяризации принимаются?
– Наибольший интерес госпрограмма вызывает, конечно, у граждан Украины (34,7%), сложившаяся ситуация на юго-востоке этой страны в 2014 году обусловила их экстренно-массовое прибытие на территорию РФ. Российские власти, понимая, что эта категория соотечественников наиболее ментально близка нам по духу, по культуре, старались предоставить им максимум преференций. В срочном порядке правительством РФ было издано значительное количество нормативных актов, предусматривающих упрощение тех или иных процедур для данной категории граждан. Так, допустим, украинцы получали временное убежище или статус беженца в течение трех дней вместо предусмотренных трех месяцев, а также могли подать заявление об участии в госпрограмме.
Интерес к участию в госпрограмме проявляют и русскоязычные граждане Казахстана, затем идут Узбекистан, Молдова, Армения и Таджикистан.
Наиболее востребованной территорией их вселения является Центральный федеральный округ, затем – Сибирский. В рамках госпрограммы проводится масштабная информационная кампания. Распространяются брошюры и буклеты, посвященные условиям переселения. Проводятся различные презентации региональных программ переселения, в том числе в формате видеоконференций. С участием соотечественников проходят семинары, встречи, круглые столы, где их информируют о госпрограмме. Используются «страновые» площадки для обсуждения возможностей переселения в РФ.
– Огромное количество соотечественников в разных странах хотят ясности – могут ли они строить свои жизненные планы на основе предсказуемой перспективы своего переезда. Как власти решают вопросы трудоустройства и проживания этих людей? Чем объяснить, что разные категории участников госпрограммы переселения получают разные суммы пособий на обустройство? Планируется ли в будущем пересмотреть эти суммы?
– Что касается субсидий, то на Дальнем Востоке они гораздо выше, чем в других субъектах. Сейчас МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывает вопрос о возможном увеличении пособий для территорий приоритетного вселения. Кроме того, всем участникам госпрограммы государство компенсирует провоз багажа, расходы на покупку билетов и госпошлину для оформления документов. Некоторые субъекты предоставляют участникам программы временное жилье: это может быть служебная квартира, маневренный фонд или общежитие – все зависит от возможностей местной администрации. Калуга в свое время предоставляла отдельные общежития семейного типа, а Липецк – маневренное жилье, где участники могли разместиться на первое время. Некоторые регионы дают рабочие места. Но не у всех есть такие возможности. Если один субъект готов принять за год тысячи человек и больше, то есть регионы, которые ориентируют свои программы на привлечение узкопрофильных специалистов, но и те и другие нацелены на улучшение демографической ситуации на местах.
Вот, например, из Украины приехало много медработников, медсестер среднепрофессионального звена – у многих регионов как раз была потребность в этих специальностях. И люди переселялись не только в ЦФО, они уезжали и на Север, и на Дальний Восток.
У нас открыт интернет-ресурс АИС «Соотечественники» для тех, кто только планирует переехать в Россию, чтобы они могли заранее ознакомиться с различными вариантами региональных программ и выбрать подходящую для себя. Правда, бывают ситуации, когда человек уже приехал, а ему, допустим, не подошел климат. Для этого мы предусмотрели возможность повторного участия в госпрограмме. В этом случае необходимо отказаться от участия, вернуть полученные выплаты и подать новое заявление на переселение в интересующий субъект. Также предусмотрено, что МВД России софинансирует конкретному субъекту отдельные затраты на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами, в том числе на переобучение специалистов или повышение их квалификации, их адаптацию и интеграцию.
В регионы российского Дальнего Востока делегации староверов
периодически приезжают, но их массовое переселение из-за рубежа
все время откладывается.
Фото с сайта www.gorodnabire.ru
– Общественность критикует госпрограмму, говоря о ее «неработоспособности». В том числе и потому, что к репатриантам предъявляются требования, которые уместны только в программах экономической миграции. На ваш взгляд, имеются ли в госпрограмме узкие места, которые создают проблемы, нуждающиеся в доработке? На что ведомство хотело бы особо обратить внимание?
– Мы часто слышим критику, что госпрограмма несет в себе экономический блок. Хотя одна из ее целей – это именно социально-экономическое развитие регионов. Поэтому каждый субъект готовит свою региональную программу, включая туда именно те условия и критерии, которые для этого необходимы: профессиональная подготовка, стаж, возраст. В 2007 году люди практически не получали отказов стать участником, однако в последнее время, учитывая значительное количество переселившихся, субъекты стали активнее пересматривать свои программы – они вводят дополнительные ограничения, допустим, ценз оседлости при необходимости проживания в субъекте от одного года до трех лет.
Сейчас нам поступает большое количество жалоб, что местные администрации отказывают в участии в программе без указания на конкретные основания. Важно отметить, что эти решения принимают не сотрудники МВД России, а уполномоченные органы субъектов, ответственные за реализацию госпрограммы. Ведомство, напротив, понимая несправедливость ситуации, готовит изменения в указ, которые обяжут каждый субъект в своей программе четко прописать для соотечественников критерии несоответствия.
– Ранее в МВД заявили о возможной модернизации госпрограммы, чем это обусловлено и что планируется изменить?
– После того как в октябре президент РФ подписал новую концепцию, подходы к миграционному законодательству будут пересмотрены. Госпрограмма тоже не может оставаться в неизменном виде. Какие корректировки нам предстоит в нее вносить – это еще необходимо обсуждать на различных площадках, в том числе и межведомственной комиссии, которую возглавляет министр внутренних дел России Владимир Колокольцев. Сейчас мы готовим некоторые упрощения процедуры получения гражданства. Недавно и Госдума в первом чтении приняла закон о прерогативе президента РФ самостоятельно определять категории лиц, которые могут приобрести гражданство РФ по упрощенной схеме, и порядок подачи ими документов.
В любом случае конечный итог переселения соотечественников – это их полная интеграция, под которой мы подразумеваем приобретение гражданства. Программа переселения в этом смысле долгое время оставалась самой преференцированной возможностью получения российского гражданства. Так, в прошлом году гражданство приобрели 257,8 тысячи человек, из которых 184,9 тысячи – это участники программы.
– Существует серьезная проблема формальных нарушений миграционного законодательства, которые вынужденно совершают переселенцы. Правозащитники, в том числе и из президентского Совета по правам человека, неоднократно настаивали на проведении миграционной амнистии. Насколько это реализуемо? Изменятся ли порядок и основания административного выдворения иностранцев из России за совершенные правонарушения?
– Я бы начала с того, что перечень нарушений миграционного законодательства у нас предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях. В любой цивилизованной стране иностранный гражданин должен знать правила своего пребывания. В России при выдаче иностранцу разрешительного документа дополнительно разъясняется законодательство и берется расписка, что он ознакомлен с правилами нахождения в стране. Однако на практике мы часто сталкиваемся с тем, что приезжие будто бы этих правил не знали. В первую очередь речь идет о ежегодном уведомлении о своем проживании в РФ. Мы должны знать, где человек живет, и, главное, на что. К сожалению, многие иностранные граждане работают неофициально и не могут предоставить справку 2-НДФЛ. А это влечет за собой составление административного протокола. Также мы сталкиваемся с превышением правила «90 на 180».
У участников госпрограммы возникают серьезные проблемы, когда они в течение трех месяцев не успевают подать документы на гражданство из-за проблем с жильем. Для того чтобы решить ситуацию, МВД России разработало проект, который позволяет подавать им документы на гражданство не по месту жительства, как сейчас, а по месту пребывания.
Кроме того, ФЗ-115 позволяет по мотивированному заявлению в исключительных случаях продлевать нам нахождение в РФ иностранных граждан на срок более 90 суток. Если, допустим, жители ДНР и ЛНР не успели подать документы, мы, естественно, продлеваем им срок. Что касается выдворения и закрытия въезда, это происходит зачастую по решению суда. Мы же не всегда видим документы человека, когда принимается решение о закрытии въезда. Но если выясняется, что у него здесь остались супруга или дети (граждане РФ), то может быть принято решение об открытии въезда исходя из гуманитарных оснований, чтобы он мог вернуться в семью. А вот слова «амнистия» мы стараемся вовсе избегать, поскольку она используется в уголовном праве.
– Для того чтобы участник программы переселения не то чтобы смог получить гражданство, но хотя бы разрешение на временное проживание (РВП), ему необходимо зарегистрироваться. А вот это в современной России почти неразрешимая проблема. Переселенцы не могут зарегистрировать в своей квартире даже собственных детей. Как МВД планирует решать эту проблему?
– До сегодняшнего дня законодательство действительно устроено таким образом, что принимающим лицом мог выступать только гражданин РФ. Иностранный гражданин, который имеет в собственности жилье, может зарегистрироваться в нем сам, но не выступать принимающей стороной для других. Мы разработали законопроект, которым предусмотрена возможность для всех категорий иностранных граждан, являющихся собственником жилых помещений в РФ, выступать в качестве принимающей стороны для членов их семьи.
– Согласно ли вы, что наше законодательство о гражданстве должно иметь репатриационную направленность? Допустим, есть мнение, что надо пойти радикальным путем и давать российское гражданство всем зарегистрированным участникам программы переселения. Даже когда они еще находятся за границей, чтобы в Россию они въезжали уже с российскими паспортами. Возможно ли это?
– Живя за рубежом, соотечественники могут подавать документы на участие в госпрограмме переселения, и если они становятся ее участниками, то так же удаленно могут получить и РВП. В принципе человек, приехав в Россию, в течение трех месяцев может получить гражданство. Ни по одной другой норме таких преференций нет. Если же взять другую ситуацию, когда человек сперва приехал, получил РВП и уже потом стал участником госпрограммы, то сроки немного удлиняются – до шести-семи месяцев при своевременной подаче всех документов. Поэтому меня всегда удивляют слова об отсутствии репатриационной направленности. Что же касается возможности въезжать в страну уже с российскими паспортами, я бы очень аккуратно относилась к этому вопросу. Российское гражданство – совокупность прав, обязанностей и неразрывная связь государства с человеком. Когда он находится за рубежом, то эта связь еще не возникла, есть только намерение стать гражданином.
Хотя в нашем законодательстве все же есть нормы, которые позволяют приобретать гражданство за рубежом. Под них подпадают несовершеннолетние дети, если есть соответствующее заявление от одного из родителей. Также лица без гражданства, которые приобретают за рубежом гражданство РФ, и совершеннолетние дети, если их родители постоянно проживают на территории России. С этой категорией работает МИД, и в принципе желающих приобрести гражданство стабильно много каждый год.
– После начала боевых действий в Украине власти России ввели для бежавших от войны жителей Донбасса особый статус пребывания – им было не нужно оформлять РВП и вид на жительство. Что ждет этих людей сейчас?
– МВД готовит большой блок поправок для упрощения получения РВП и ВНЖ для соотечественников, в том числе для граждан Украины. Ранее мы уже облегчили им получение российского паспорта, позволив в простой письменной форме написать отказ от нынешнего гражданства и направить в посольство своей страны, притом что для остальных категорий нужен реальный выход из прежнего гражданства. Для граждан Украины, попадающих в категорию носителей русского языка, была упрощена и процедура собеседования. А сейчас МВД России прорабатывает вопрос, чтобы исключить для них необходимость его прохождения. Мы понимаем, что эти люди свободно говорят на русском – причем на собеседованиях часто выясняется, что это и вовсе единственный язык, которым они владеют.
Кроме того, мы подготовили законопроект, который позволяет украинцам и лицам без гражданства, получившим временное убежище или статус беженца, оформить РВП без учета квоты на выдачу таких разрешений. А также норму об увеличении для жителей Донецкой и Луганской народных республик непрерывного срока временного пребывания на территории РФ. Предлагается увеличить им непрерывный срок временного пребывания до 180 суток с даты каждого въезда на территорию РФ. Это облегчит положение русскоязычных соотечественников, прибывших из зоны вооруженного конфликта в Донбассе, лишившихся в результате конфликта средств к существованию, а нередко и места жительства.
– На фоне гуманизации законодательства в отношении соотечественников планируете ли как-либо ужесточить или, наоборот, облегчить порядок въезда и пребывания в России трудовых мигрантов?
– Для трудовых мигрантов на сегодняшний день достаточно преференций. Страны Евразийского экономического союза не оформляют разрешительных документов: приезжие из Армении, Казахстана и Киргизии, пребывая на территорию РФ, должны лишь в течение месяца предоставить нам трудовой договор. Граждане Белоруссии пользуются теми же правами на трудоустройство, что и россияне.
А для лиц, которые работают по трудовому патенту, процедура его приобретения упрощена. Кстати, если сравнивать наше законодательство с европейским в части лиц, получивших убежище или статус беженца, то последнее вообще запрещает этим категориям лиц работать. Им предоставляются пособия, что, на наш взгляд, в корне неверно – это лишь воспитывает иждивенческие настроения. В России, если человек получает ВУ или признан беженцем, он может трудоустроиться без получения разрешения на работу и у него есть полная возможность адаптации и интеграции.
Что касается многочисленных нареканий к институту высококвалифицированных специалистов, то сейчас ведется работа в части совершенствования критериев признания иностранцев таковыми и механизмов контроля за работодателями, привлекающими приезжих в качестве высококвалифицированных специалистов.
Источник: