Фото patriarchia.ru / свящ. Игорь Палкин
С тех пор как Синод Русской православной церкви полностью разорвал отношения с Константинопольским (Вселенским) патриархатом из-за украинского вопроса, руководители РПЦ успели забить еще несколько гвоздей в гроб православного единства. Патриарх Кирилл 19 октября на Общецерковном съезде социальных работников поставил перед церковнослужителями задачу «разъяснять» решение Синода до тех пор, пока «весь народ» не осознает его правильность. «Отождествив себя с раскольниками, он сам стал раскольником», – сказал глава РПЦ о Константинопольском патриархате. Словно эхом своего начальника, отозвался председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев): «Тем фактом, что Константинопольский патриарх признал раскольников, он сам присоединился к расколу. Так действуют церковные каноны. Соответственно для нас сейчас Константинопольский патриарх является раскольником».
Днем позже в Киеве прошел Синод Киевского патриархата, который показал, что старый несгибаемый украинский «раскольник» Филарет (Денисенко) способен на крутые политические виражи, лишь бы приблизить цель, которую поставил перед собой много лет назад. Константинопольский патриархат, напомним, удовлетворил апелляцию Филарета о снятии с него анафемы РПЦ, однако уточнил, что не признает его патриархом Киевским и всей Руси-Украины. И вот филаретовский Синод 20 октября постановил величать своего вождя в отношениях с остальными церквами «митрополитом Киевским», каковым тот был до раскола 1991 года. При этом, правда, присовокупил к регалиям Филарета звание «священноархимандрита Киево-Печерской и Почаевской лавр».
Шансы заполучить главные святыни православной Украины у Филарета теперь увеличились. Представленный как митрополит, он сможет вскорости принять участие в учредительном Соборе будущей единой Украинской церкви. Его оппоненты, напомним, очень надеялись на жестоковыйность старца. Но Филарет оказался более гибким, чем московские визави.
Теперь, задним числом, по-другому воспринимаются попытки главы Киевского патриархата наладить отношения с РПЦ. В декабре 2017 года Филарет написал письмо московскому патриарху, предлагая восстановить евхаристическое общение. Московский патриархат мгновенно назвал это послание «покаянием раскольника», после чего Филарет обиделся и сосредоточился на общении с украинскими властями. Как мы знаем, спустя несколько месяцев Петр Порошенко обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой предоставить Украинской церкви автокефалию.
Великое отражается и в малом. Прямо во время драматического разрыва с Константинополем РПЦ запретила в служении минского священника, который сфотографировал лимузин патриарха. Теперь группа церковной интеллигенции критикует действия патриарха Кирилла – и церковные СМИ обвиняют ее в «работе на Константинополь», словно вражеских диверсантов. Московский патриархат добивается полного единомыслия, вместо того чтобы использовать этих критиков для диалога с оппонентами.
Зарубежная церковь подтверждает разрыв РПЦ с Константинополем, а в это время Европейская архиепископия Вселенского патриархата отказывается прерывать общение с Москвой, как и сам Константинополь. Даже самые верные друзья России, Антиохийский и Сербский патриархаты, увещевают Константинополь, но не объявляют ему войну по примеру Москвы.
РПЦ подчеркивает свое единство с российским обществом, и в части бескомпромиссности и жестокости это сродство подтверждается. Притом что миссия церкви – смягчать нравы, воспитывать добрых самаритян. А если надо для дела мира – и подставлять щеку для удара. Вместо этого Русская церковь до последнего готова отстаивать «каноническую территорию» и выкорчевывать из своих рядов «пятую колонну». И тем больше теряет.
Источник: