Ереван призывает к шагам по нормализации жизни в Карабахе

Российские миротворцы контролируют дороги в Карабахе. Фото с сайта www.mil.ru

После военных действий в Нагорном Карабахе прошел год, а ситуация на армяно-азербайджанской границе не меняется. После войны эта граница стала больше вдвое, и некоторые участки ее оказались со стороны Армении незащищенными. Воспользовавшись такой ситуацией, азербайджанские военные, ссылаясь на некие карты и показатели GPS, проникли на территорию Армении и начали закрепляться здесь. Никто этому продвижению не помешал…

В конце прошлой недели мы проехали по той самой дороге, которая связывает армянский город Горис с армянскими же городами Капан и Мегри на юге страны и заканчивается на границе с Ираном. Участок в 21 км на этой дороге полностью контролируют азербайджанцы. Они установили здесь не только свои пограничные посты, но и таможенные пункты. Здесь работает и полиция соседней республики. Буквально на каждом шагу вас встречают указатели с надписями «Добро пожаловать в Азербайджан!» и флаги Азербайджана. До того, как здесь закрепились чужие военные, грузы из Армении в Иран и обратно проходили беспрепятственно. Теперь азербайджанские военные досматривают грузы иранцев и взимают с них плату за проезд. Не так давно такое положение дел послужило поводом для серьезного обострения отношений Ирана с Азербайджаном – в регионе прошли масштабные военные учения двух стран, дипломаты перешли на совсем недипломатический лексикон. А армянам для сухопутной связи с Ираном пришлось строить альтернативную дорогу, по которой иранские грузовики теперь могут следовать беспрепятственно и без проволочек.

Конечно, здесь не могли не оказаться российские пограничники. Именно они сейчас являются гарантами недопущения провокаций и безопасности. Однако даже присутствие российских военных не может предотвратить инциденты на армянской дороге, контролируемой азербайджанцами. Время от времени они останавливают и армянские машины. Фактически азербайджанская сторона по своему разумению уже демаркировала и делимитировала здесь границу. А работа в этом направлении, на которой настаивают Ереван и Москва, еще даже не начиналась.

«На той стороне остались не только наши пастбища и сельхозугодья, но и собственно половина села, – делится с «НГ» глава сельской администрации Шурнуха Акоп Аршакян. – Нам пришлось в срочном порядке строить новое жилье в верхней части села.

Дома для беженцев из собственного села власти обещают достроить к концу года. Их будет 13. Помимо домов люди получат также по 900 кв. м земли, где они смогут разбить сады или огороды. Еще четыре семьи получат квартиры в бывшем здании администрации, которое пострадало еще во время первой карабахской войны. Когда новоселы переедут в этот дом, они смогут каждый день наблюдать за передвижениями азербайджанских военных, закрепившихся буквально в 50 м, – для этого будет достаточно выглянуть в свои окна».

По словам Аршакяна, серьезных инцидентов на дороге пока удается избегать, но нервозность сохраняется, ведь людям приходится каждый день ею пользоваться.

Азербайджанские флаги сменяют армянские – так стороны отмечают свое присутствие. Но только на участках с армянскими флагами машина с армянскими номерами может останавливаться. На других участках это просто небезопасно. Машины собираются в колонны, и они в сопровождении российских миротворцев пересекают «азербайджанский» участок.

На холмах вдоль дорог также можно увидеть и азербайджанские позиции, и армянские – их выдают флаги. Фактически укрепления сторон нацелены друг на друга, и дежурство здесь ведется круглосуточное.

Абсурдность сложившейся ситуации достигает апогея, когда мы въезжаем в Капан. Здесь расположен аэропорт Сюник, когда-то обслуживавший весь горный регион. Не так давно здесь было отремонтировано здание аэропорта, а взлетная полоса увеличена до 2000 м. Но после боевых действий в Карабахе часть взлетной полосы начали контролировать азербайджанские военные. Прямо с дороги можно увидеть их пост с флагом, а рядом, метров через 50 – российский. Другими словами, аэропорт теперь эксплуатировать возможным не представляется, а азербайджанцы стоят фактически на окраине Капана.

Местные жители надеются, что после демаркации и делимитации границ, о которых чуть ли не каждый день говорят в Ереване, Баку и Москве, ситуация изменится – азербайджанцы отойдут на свою территорию и дадут возможность определить границы. Разграничения будут сделаны по картам Генштаба Вооруженных сил Российской Федерации, о чем не раз говорили российские официальные лица. Вопрос, волнующий людей, – по картам какого года это будет делаться. По мнению местных аналитиков, если за основу будут взяты карты 20-х годов, то это будет для Армении выгодно, если, скажем, 70-х, то в выигрыше останется Азербайджан. Таким образом, нервозность от полной неопределенности сохраняется.

Политолог Манвел Гумашян согласен, что одним из самых острых проявлений нынешнего армяно-азербайджанского конфликта является усиление напряженности почти вдоль всей границы между двумя соседними странами, что выводит конфликт за рамки карабахского – после войны ситуация стала в корне иной. «Во-первых, сама армяно-азербайджанская граница стала длиннее, и многие ее отрезки не имеют соответствующих пограничных укреплений, в частности со стороны Армении, – делится с «НГ» политолог. – Подобная ситуация приводит к тому, что имеют место не просто инциденты на границе, но также продвижение азербайджанской армии в глубь армянской территории по ряду направлений, как на севере страны, так и на юге, частности в Сюникской и Гегаркуникской областях. Во-вторых, к ряду территориальных притязаний Азербайджана можно отнести его желание иметь вдоль границы Армении с Ираном связь с Нахичеваном – «Зангезурский», или «Мегринский», коридор, который, по мнению Баку, не должен контролироваться Ереваном».

Но такой коридор отрезает Армению от Ирана, усиливая его блокаду со стороны Азербайджана и Турции. Такой расклад, безусловно, не отвечает интересам не только Армении, но также соседнего Ирана, о чем в жесткой форме неоднократно на различных уровнях заявлял официальный Тегеран. «Все эти действия Азербайджана преследуют как минимум две цели, причем их для полноты понимания необходимо рассматривать не в узких рамках армяно-азербайджанского конфликта, но более широко – в парадигме российско-турецкого противостояния за влияние на Южном Кавказе», – считает Гумашян. Он уверен, что первая и главная цель азербайджано-турецкого тандема – это, конечно, показать, что Россия одна не только не в силах обеспечить мир на контролируемой миротворческим контингентом части Карабаха, но также предотвратить инциденты на самой армяно-азербайджанской границе.

«Если к сказанному присовокупить нежелание Азербайджана признать статус российского контингента миротворческих сил в Карабахе, картина становится полной, – говорит Гумашян. – Вторая же цель непосредственно связана с проблемой делимитации и демаркации границ между Арменией и Азербайджаном». Он отмечает, что каждая из конфликтующих сторон, как и главный посредник на нынешнем этапе переговорного процесса – Россия, в этом вопросе имеют собственное представление о решении проблемы. Например, позиция Москвы, представленная президентом Владимиром Путиным, состоит в том, что необходимо провести делимитацию и демаркацию границы между Арменией и Азербайджаном на основе имеющихся в Генштабе ВС России военных карт и только при российском посредничестве.

Что касается позиции Армении по делимитации и демаркации границ, она базируется на том, что предлагаемый Москвой механизм решения вопроса посредством карт Генштаба ВС России заключает в себе реальную и чрезвычайно чувствительную для сторон правовую неопределенность. Дело в том, что эти карты начиная с декабря 1922 года, когда был провозглашен СССР, и до его распада претерпели немало изменений и эти изменения не всегда имели под собой четкую правовую основу, даже в рамках Конституции и действующих законов СССР, не говоря уже о конституциях и законах союзных республик. Как об этом говорил в своем недавнем интервью Общественному телевидению Армении премьер-министр Никол Пашинян, есть немало примеров, когда приграничные земли переходили от одной республики к другой лишь на основе решений местных органов власти – районных Советов. Даже с точки зрения права и законов СССР легитимность подобных решений весьма сомнительна. «Сказанное означает, что даже в случае начала процессов делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, например, при посредничестве той же России нельзя исключать ситуацию, когда для решения спорных вопросов стороны будут вынуждены обратиться в международный арбитраж», – заключает Манвел Гумашян.

Год прошел после подписания заявления, остановившего боевые действия. Ни одна дорога в регионе не была открыта. Люди задаются вопросом: может, следует сначала открыть существующие дороги, включая те, что связывают Азербайджан с Нахичеваном через Армению, и только потом строить новые? Заметим, что все дороги здесь под контролем Азербайджана. Нужно начинать с деблокады: если есть дороги, то они должны куда-то приводить. 

Ереван

Источник: ng.ru