Подорожание топлива на 4-5 рублей за литр обсуждалось на совещании правительства с нефтяниками. По информации СМИ, на встрече представитель одной из нефтяных компаний пожаловался вице-премьеру Дмитрию Козаку на убытки от заморозки розничных цен на бензин и дизель.
О фиксировании стоимости на уровне 30 мая кабмин договорился с нефтяниками весной, на фоне резкого роста розничных цен на бензин и дизтопливо. Потери отрасли после заморозки эксперты оценивают в 150 млрд рублей.
Именно об этом шла речь на совещании. По мнению нефтяников, решить проблему помогло бы повышение цен на 4-5 рублей за литр топлива, пишет РБК.
По данным Росстата на 7 октября, средняя стоимость бензина составляла 43,28 рубля, дизтоплива 44,68 рубля.
Комментируя ситуацию, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов заметил, что одновременно удовлетворить интересы и нефтяников, и автовладельцев невозможно в принципе.
— «Проблема в том, что у нас наблюдается дисбаланс между мировыми ценами на нефть и курсом рубля. Раньше при таких ценах на нефть рубль стоил гораздо дороже к иностранной валюте, чем сейчас. Соответственно, сейчас, когда на мировом рынке цены достаточно высокие, а в России из-за слабого рубля они низкие (в долларовом выражении), нефтяным компаниям банально невыгодно продавать топливо в РФ», — пояснил суть жалоб нефтяников собеседник «ПолитЭксперта».
По его словам, у правительства выбор, в общем-то, невелик:
— «Можно с помощью заградительных пошлин воспрепятствовать экспорту моторного топлива, что сделать легко. Но это приведет к тому, что нефтяные компании перестанут модернизировать свои НПЗ, сократится их прибыль, а значит, и поступления в бюджет страны. Можно не препятствовать нефтяным компаниям, но тогда придется повышать цены».
По мнению Хестанова, усилия правительства приведут к тому, что цены будут обязательно расти, но немного меньшими темпами. При этом эксперт считает, что в среднесрочной перспективе россиянам следует готовиться к европейскому уровню цен на бензин:
— «Большую часть топлива мы экспортируем в Европу. Соответственно, со временем (разумеется, это будет не завтра, но в перспективе примерно пяти лет) мы потихоньку придем к европейским расценкам. Это обусловлено объективными условиями. Понятно, что это не радует владельцев машин, но рано или поздно это произойдет. Интрига только в том, когда».
Собеседник ПЭ напомнил, что к 2024 году правительство пообещало обнуление экспортной пошлины. Трудно сказать, будет ли выполнено это обещание, но нулевая экспортная пошлина, по сути, означает примерный паритет российских и европейских цен на топливо, заключил эксперт.
Источник: