Долю государства в экономике оценили по-новому

Компоненты Индекса размера государственного сектора России, 2000–2017 годы (% от ВВП). Источник: РАНХиГС

Эксперты и чиновники расходятся в оценках доли госсектора в экономике РФ. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) государству приписывают 70%. А в президентской академии РАНХиГС долю государства оценивают лишь в 44%. Правда, за путинские годы и этот показатель увеличился на 12 процентных пунктов (п.п.). Примечательно, что связанные с государством компании, производящие меньшую часть ВВП, получают основную часть льгот, привилегий и госфинансирования. Но увеличение госсектора отрицательно сказывается на конкуренции и замедляет рост ВВП, говорят экономисты.

Точно оценить долю госсектора в российской экономике очень не просто. По стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к компаниям с госучастием (КГУ) относятся все предприятия с долей государства более 10%. Но их вклад в экономику точно никто не измерял. «Статистика вклада КГУ в ВВП является нерегулярной, отсутствует единая методология расчета данного показателя. Не только по нему, но и по другим характеристикам (капитализации, численности занятых, объему выручки и т.п.) данные о КГУ в России носят фрагментарный или приблизительный экспертный характер», – отмечают ученые РАНХиГС.

Не существует и общепринятых методов измерения вклада сектора государственного управления (СГУ, структур, выполняющих функции госуправления) в ВВП. «Нередко этот вклад измеряется с точки зрения перераспределения финансовых потоков государством, то есть относительных размеров совокупных доходов государства в виде налогов, доходов от собственности, операций с активами, выручки от оказания услуг и т.п. или соответствующих им расходов. Такой расширенный подход ведет к завышению оценки вклада государственных органов управления в ВВП», – продолжают специалисты. Ученые поясняют, что их анализ доли государственного участия в ВВП базируется на трех составных: доли КГУ, доли СГУ и доли стоимости, создаваемой государственными унитарными предприятиями (ГУП).

В итоге, как сообщают ученые, общая доля государственного сектора в ВВП, включая доли КГУ, ГУПов и СГУ, выросла с 31,2% в 2000 году до 43,8% в 2017-м. Основной вклад в рост размера государственного сектора вносят КГУ. «Их доля в ВВП, по консервативной оценке, выросла с 20% в 2000 году до 28,7% в 2017-м. Доля СГУ за тот же период повысилась примерно в два раза – с 7,1 до 13,7%. Доля ГУПов, наоборот, сократилась – с 4,1 до 1,6%», – следует из документа.

Эксперты выявляют и отрицательную взаимосвязь между темпами роста ВВП и индексом государственной собственности. «При росте государственного сектора на 1 п.п. наблюдается снижение темпов роста ВВП на 0,5 п.п. в среднем и при прочих равных», – сообщают ученые. Таким образом, рост государственного сектора в некоторой степени значимо связан с ухудшением экономической обстановки в России, подчеркивают они.

Если сравнивать вклад отечественного госсектора в экономику с другими странами, то Россия окажется в своеобразных лидерах. «В 2015 году в России показатель стоимости КГУ в процентах от суммарной рыночной капитализации акций всех компаний являлся одним из самых высоких в мире среди стран, обладающих ликвидным фондовым рынком. В РФ показатель составил 46,2% при среднем уровне по 39 странам (без Китая) всего лишь 4%», – подчеркивают в РАНХиГС.

Вместе с тем эксперты из РАНХиГС довольно скромно оценивают возможные объемы влияния государства на экономику. К примеру, в Центре стратегических разработок (ЦСР) пришли к выводу, что доля госсектора в отечественном ВВП составляет в среднем 46%. При этом они подчеркивали: в ряде секторов государство играет куда более значимую роль. В частности, они подсчитали долю выручки госкомпаний в совокупной выручке 100 крупнейших компаний каждой из отраслей экономики. В свой «подсчет» они также включили и показатели «дочек» российских госкомпаний. Расчеты ЦСР показали, что в транспорте, энергетике и добыче полезных ископаемых на долю госкомпаний приходится свыше двух третей совокупной выручки. 

Еще более ужасающие оценки давала  ФАС. В ведомстве Игоря Артемьева указывали, что за последние 10 лет – с 2005 по 2015 год – вклад государства и госкомпаний в ВВП России вырос с 35 до 70%.

По мнению главного антимонополиста, в России происходит «огосударствление экономики и создание государственно-монополистического капитализма, сращивание бизнеса и власти». С введением санкций роль государства в экономике усилилась, резюмировал он.

У экспертов «НГ» оценки РАНХиГС о доли госсектора в экономике РФ также вызывают сомнение. «Не хочу ставить под сомнение объективность авторов исследования, но хочу отметить, что цифры, характеризующие вклад госсектора в экономику, могут не соответствовать действительности», – не исключает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. 

 «Если допустить, что их расчеты верны, то и субсидии должны быть доступны не только компаниям с госучастием, но и частному сектору», – полагает замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева. 

Вместе с тем если принимать за основу выводы РАНХиГС, то вклад государства и госкомпаний в отечественный ВВП составляет меньше половины, все остальное производится частным сектором. При этом наблюдается явный перекос в части господдержки предприятий. Власти зачастую предпочитают поддерживать «своих» – госкомпании могут получать заметно больше льгот от государства, чем их коммерческие «коллеги». А вкладываются в экономику вроде как все.

Источник: ng.ru