Волшебный чемоданчик, через который можно попасть в «зоопарк», – еще одна вымышленная вселенная. Кадр из фильма
«Фантастические твари» – еще одна придуманная Джоан Роулинг история про мир магов, события в которой разворачиваются за полвека до появления на свет Гарри Поттера. Вторая часть получила название «Преступления Грин-де-Вальда», а главным героем по-прежнему является волшебник-зоолог Ньют Саламандер (Эдди Рэдмейн), будущий автор книги, по которой будут учиться в Хогвартсе. Сиквел в сравнении с первым фильмом, в котором все умилялись удивительным волшебным существам вроде воришек-нюхлей, получился куда более мрачным, ведь в нем в свою полную темную силу разворачивается злобный маг Грин-де-Вальд. Впрочем, есть и хорошие новости – молодого Дамблдора играет Джуд Лоу.
Взятый в финале первых «Фантастических тварей» под стражу темный маг Грин-де-Вальд (Джонни Депп) – самое страшное зло до появления Волан-де-Морта – вырывается на свободу и теперь в компании приспешников строит планы по избавлению мира от маглов (людей, не наделенным магическими способностями) и воцарению волшебников, конечно, с ним самим во главе. Для этого ему нужно привлечь на свою сторону Криденса (Эзра Миллер) – молодого человека, обладающего огромной силой, которую он долгое время вынужден был подавлять, из-за чего превратился в так называемого обскура и чуть не уничтожил Нью-Йорк в первом фильме. Тайна его происхождения – одна из главных, но не единственных загадок волшебного мира. Что связывает Дамблдора и Грин-де-Вальда, кто из волшебников в итоге перейдет на темную сторону силы и какую роль во всем этом предстоит сыграть застенчивому Ньюту Саламандеру?
«Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» – подарок для фанатов «Гарри Поттера», которым в этот раз, например, позволят хоть ненадолго, но вернуться в Хогвартс, где преподают еще совсем молодые Дамблдор и профессор Макгонагалл. Будущий директор школы, сыгравший такую значимую роль в становлении «мальчика, который выжил», пока носит весьма скромную бороду, но уже весьма ироничен, могуществен – и обладает знаниями, которые явно сыграют ключевую роль и в этой истории-приквеле. Что до главного злодея, то Джонни Депп был бы не Джонни Деппом, если бы не сыграл максимально загримированного персонажа. То еще фантастическое существо – мало того что «как денди лондонский одет», так еще и волосы выкрашены в платиново-белый, а в одном глазу линза-бельмо.
Разглядеть во вселенной «Фантастических тварей» вселенную «Гарри Поттера» можно не только благодаря общим персонажам и знанию того, что формально это один и тот же волшебный мир. Но и тому, что и за несколько десятилетий до великого противостояния мальчика-мага и Волан-де-Морта их предшественников волновали те же проблемы – и в «Преступлениях Грин-де-Вальда» все они заявлены уже в полный голос. Да еще и звучат максимально современно, несмотря на то, что описываемые события происходят в первой половине XX века. Особый, болезненный акцент на вопросе преследования любого рода «иных» и на всевозможных ограничивающих свободу воли запретах, да и откровенно фашиствующий Грин-де-Вальд, произносящий речи о превосходстве магический расы, – все это, безусловно намеренно, делает историю предельно актуальной и универсальной. Впрочем, и книги о «Гарри Поттере» всегда отличал запрятанный между строк с заклинаниями реализм.
Как и темы происхождения, кровного родства и мистической «дружбы на крови», магов и немагов, невозможной любви, от которой один шаг до ненависти, свободы выбора, неприятия обществом и перехода на темную сторону, которая сулит наконец обретение семьи и «своих». Некоторые сцены «Преступлений» и вовсе напоминают индийское кино про разлученных в детстве братьев и сестер – в генеалогии персонажей «Фантастических тварей» нетрудно запутаться, и, как ни парадоксально, чем яснее становится, кто кем и кому приходится, тем сложнее история.
Что до самих тварей, то Ньюту удается обзавестись несколькими новыми и весьма впечатляющими экземплярами для своей научной коллекции. Волшебный чемоданчик Саламандера, через который можно попасть в его «зоопарк», – еще одна вымышленная вселенная внутри вымышленной вселенной. В ней, несмотря на то, какие разные существа ее населяют, царят мир и покой – неудивительно, что сам Ньют чувствует себя здесь куда комфортнее, чем на поверхности. Где мгновенно превращается в застенчивого подростка, некогда прятавшегося на чердаке Хогвартса. Ему по-прежнему легче признаться в любви какому-нибудь живущему под водой и состоящему из водорослей монстру, чем реальному человеку – особенно если последний в итоге выберет не самый верный путь. «Ты всегда умел любить монстров, Ньют…»
Многие из них – в том числе и полюбившиеся всем обаятельные нюхли – вновь сыграют важную роль в развитии сюжета, который, впрочем, очевидно остается все еще промежуточным, сулящим очередную вселенского масштаба схватку добра и зла.
Источник: