В понедельник, 19 ноября, по всей Украине прокатились протесты и стихийные акты гражданского неповиновения. Люди перекрывали трассы и дороги, врывались в административные здания и требовали отставки мэров и губернаторов. А все потому, что резко возросшие тарифы, невыплаты зарплат и отсутствие тепла в жилых домах делают жизнь украинцев невыносимой.
Сотни жителей Херсона 19 ноября пошли на штурм мэрии. Причиной их недовольства властью стало двукратное повышение стоимости проезда в маршрутках. Когда градоначальник вышел на встречу с людьми, они потребовали его отставки. Цена проезда в херсонских маршрутных такси за один день подскочила с четырёх гривен (10 руб.) до восьми (20 руб.). Повышение по российским меркам незначительное — проезд в московских маршрутках стоит больше, 30-40 рублей.
Однако, согласно данным ООН, на Украине за чертой бедности живет 60% населения. Инфляция, девальвация, масштабный рост цен и тарифов на фоне снижения реальных доходов и невыплат зарплат бюджетникам — проблема для страны, неудержимо срывающейся в коммунальную и финансовую катастрофу.
Любое повышение цен, даже незначительное, на несколько гривен, вызывает волну протестов, потому что наносит серьёзный удар по отощавшим кошелькам украинцев. Людям ничего не остаётся, кроме как выходить на акции гражданского неповиновения.
Херсонские маршрутки
6 ноября горсовет Херсона принял решение о повышении стоимости проезда до 6 грн (15 руб.), однако местные маршрутчики оказались недовольны этим решением и объявили забастовку, а также подали иск в суд.
16 ноября суд приступил к рассмотрению их заявления и приостановил решение горсовета Херсона о повышении стоимости проезда до 6 грн. Часть маршрутчиков воспользовалась этим и взвинтила цены до 8 грн.
По словам херсонского мэра Владимира Миколаенко, тех перевозчиков, которые оставили цены на уровне 4 грн, запугивали неизвестные. При этом перевозчики, повысившие тарифы, утверждали, что сделали это с разрешения Миколаенко.
19 ноября протестовать стали горожане. Они не стали разбираться в том, кто прав, а кто нет, и потребовали отставки мэра, который должен контролировать ситуацию с тарифами в городе.
Люди могли быть вдохновлены недавними протестами в Тернополе. Там точно так же подорожал проезд — с четырёх до восьми гривен. 7 ноября, после нескольких дней протестов, тернопольские власти вернули прежние цены.
Холодный Киев
19 ноября стал поистине тяжёлым днём для украинских властей. Социальные протесты проходили по всей стране. Так, в Киеве протестующие остановили движение транспорта в центре столицы, на улице Зоологической.
Горожане рассказали, что отопления в квартирах у них нет уже месяц. Акцию они назвали предупредительной, пообещав снова перекрыть дороги, если им не дадут тепло.
Аналогичные протесты в Киеве идут практически беспрерывно. 14 ноября киевляне по той же причине — из-за отсутствия отопления — перекрывали бульвар Леси Украинки.
Смела и Закарпатье
Жители города Смела, где до сих пор не могут подать газ во все котельные города, перекрыли две дороги в Черкасской области. В отличие от киевлян они объявили свою акцию бессрочной.
Теперь проезд по участкам дорог Киев — Днепр и Черкассы — Кропивницкий в Черкасской области остановлен до тех пор, пока городские власти не подпишут договор с компанией «Нафтогаз Украины» о поставках газа предприятиям теплокоммунэнерго.
В Закарпатье 19 ноября из-за повышения тарифов на газ местные жители перекрыли международную трассу Киев — Чоп. Они требовали, чтобы к ним приехал губернатор региона Геннадий Москаль, от которого они собирались добиться снижения цены.
Недовольство людей также связано с холодами. В зимний период в сельских регионах дома отапливают газом, стоимость которого повысилась с первого ноября на 23,5%.
Подземный протест
19 ноября завершилась месячная голодовка работников шахты им. Капустина компании «Лисичанскуголь», которая находится в подконтрольной Киеву части Луганской области.
Как рассказал глава Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) Михаил Волынец, спустя более 30 суток шахтёры прекратили голодовку, объявленную в связи с невыплатой зарплат, и поднялись на поверхность.
По словам Волынца, задолженность перед работниками будет погашена только частично. На сегодняшний день эти долги составляют 126,8 миллиона гривен (почти 308 миллионов рублей), отметил профсоюзный лидер.
Протестуют шахтёры и в других регионах Украины. 16 ноября шахтеры украинской госкомпании «Львовуголь» перекрыли международную трассу Львов — Рава-Русская, требуя погасить долги по зарплате.
Несколько десятков людей ходили по пешеходным переходам и не пропускали автомобили возле сел Смереков и Воля-Высоцкая — такие протесты шахтёров проходят на западе Украины регулярно.
Причины протестов
Массовая невыплата зарплат и пенсий стала одной из ключевых проблем Украины. Страдают не только шахтёры.
Общая сумма задолженности по выплате заработной платы в Украине в 2017 году выросла на 32,2% и по состоянию на 1 января 2018 года составила 2,368 млрд грн.
Проблемы и в Пенсионном фонде, где образовалась «дыра» в 11 млрд грн.
В условиях систематического бюджетного дефицита власть идёт на существенное сокращение выплат по программе субсидий ЖКХ.
В период с января по июль 2018 года выплаты получили около 2,6 млн семей, что на 50% меньше, чем было за аналогичный период 2017-го. К тому же, если в прошлом году средний размер субсидии составлял 300 грн, то сейчас — 200 грн.
Меньше субсидий стали оформлять не потому, что жизнь украинцев стала богаче, — просто ужесточили требования по их оформлению.
В проекте госбюджета Украины на 2019 год заложено ещё одно сокращение — на 15,9 млрд грн (22,4%) по сравнению с 2018 годом.
Следующий год — год больших выплат по внешним долгам Украины. На них придётся отдать более 40% всех бюджетных расходов.
Власть, судя по всему, решила максимально переложить их на плечи стремительно нищающих граждан. Поэтому в следующем году протесты могут оказаться гораздо более масштабными.
Показателем бедственного положения украинцев является тот факт, что сейчас в стране, согласно данным ООН, голодают около трёх миллионов жителей. Власти ничего не делают для того, чтобы исправить ситуацию, поэтому граждане всё чаще будут вынуждены переходить к активным действиям.
Источник: