На фото сцена из балета «Зимний путь» балета Цюриха
XVIII Международный фестиваль Dance Open пройдет в апреле (с 17-го по 29-е) в Александринском театре. Этот балетный форум давно вышел за локальные рамки, приобретя значение мирового масштаба. Автор идеи и руководитель фестиваля Dance Open Екатерина ГАЛАНОВА, режиссер и продюсер множества российских и зарубежных проектов, рассказала музыкальному критику Владимиру ДУДИНУ о программе 18-го сезона.
– Фестиваль Dance Open на протяжении нескольких лет соблюдает превосходный темп по ознакомлению российской публики с новинками современного балета. К каким трендам готовиться в новом сезоне?
– К творческим экспериментам на стыке искусств – драматического театра, танца, видеографики, сценографии, к восприятию новых смыслов, новых эклектичных форматов и языковых приемов, способных сложить самые разные культурные пазлы в единый целостный текст.
– А как в этом безостановочно меняющемся мире поживает собственно классический балет?
– Никто никому не мешает. Наряду с реконструкциями благополучно существуют авторские версии. К примеру, Dance Open в этом сезоне привезет «Щелкунчика» Алексея Мирошниченко в исполнении Пермского балета – одной из сильнейших трупп не только в России, но и в мире. Это очень хорошо скомпонованная, психологически точная и глубоко музыкальная постановка. В Вагановском училище мы все росли на хореографии Василия Вайнонена, и это у нас в крови. Когда ты с девяти лет начинаешь танцевать то, что к восемнадцати становится уже частью тебя, очень трудно избежать клишированности сознания. Как это удалось Алексею, не понимаю. Он заново и очень внимательно переслушал Чайковского и увидел этот спектакль совершенно по-новому.
– Чем еще будете удивлять в этом году?
– В этом сезоне мы везем премьерную классику. Я имею в виду «Коппелию»: этой легкой, изящной балетной комедии почти 150 лет и она не сходит со сцен самых престижных театров мира. В репертуаре Венского государственного балета у этой постановки – дебют: премьера «Коппелии» знаменитого французского реставратора классики Пьера Лакотта состоится в Вене 27 января. А многие петербургские балетоманы уже купили билеты на премьеру в России: 24 и 25 апреля Dance Open покажет этот роскошный балет в Петербурге на основной сцене Александринского театра.
Наряду с классикой в афише – уникальные современные постановки. Программа, которую привезет нидерландская труппа Introdans, – то новое, что будет вдохновлять балетные лаборатории будущего. Трилогия Masters от Нильса Кристе, Ханса ван Манена и Каэтано Сото еще раз убедит в универсальности языка танца. На нем можно «говорить» так, чтобы тебя понимали люди из разных уголков земли – без переводчика, независимо от пола, возраста, рода занятий, хобби и мировоззренческих клише.
Еще один обязательный для просмотра спектакль – «Алиса» в постановке Мауро Бигонцетти в исполнении Балета Дортмунда. Для меня Бигонцетти – один из самых талантливых хореографов, и в любви к нему я не устану признаваться. Он ставит не так много, как хотелось бы, но все его работы глубоки и энергетически наполнены. «Алиса» по жанру ближе к пластическому театру, а сюжет – к эзотерической притче. Не ждите пересказа книги – его там нет: ведь страна чудес у каждого своя. Это сказка для взрослых с мощнейшим терапевтическим эффектом в виде прививки от серости и скуки. Я давно мечтала показать петербуржцам этот спектакль, и наконец-то это удастся.
В этом году Dance Open впервые привезет Цюрихский балет, который еще ни разу не был в Петербурге. Меня сразил невероятно высокий уровень подготовки труппы – она всегда была крепкой, но сегодня находится просто в идеальной форме. Кстати, приятно, что в ее составе работает много русских танцовщиков.
Фестиваль откроется 17 апреля одной из самых ярких и эпатажных осенних премьер – спектаклем «Зимний путь» в хореографии Кристиана Шпука на музыку Франца Шуберта. Этот балет – история медитативная: перед нами – фантазия, образ, зарисовка человеческого пути от начала и до конца. При всем минимализме декораций и костюмов спектакль настолько художественен и графичен, что ничего более эстетского по картинке я давно не видела. Конечно, «Зимний путь» – для подготовленных, и в нем нет никакого заигрывания со зрителем. Это полное погружение в стилистику, дух и эмоцию романтизма, и как хореографу удалось настолько проникнуться настроением этой музыки, остается загадкой. Или наоборот: все предельно просто. Благодаря неповторимому и прекрасному хореографическому языку Шпука, несмотря на отсутствие фабулы, бессюжетное повествование обретает и транслирует бездну смыслов. Мы наблюдаем за тем, как здесь и сейчас магия пластического языка создает образы и купается в них. Это как океан: можно описывать бесконечно, но надо.
– Насколько Dance Open интегрирован в контекст мирового балета?
– За 18 лет имидж фестиваля сложился, и мы очень рады, что приезжать на Dance Open считается престижно: никого не приходится уговаривать. Вопрос лишь в стыковке графиков, декораций и площадок.
– Не так давно Dance Open впервые представил себя в Китае. Как там обстоят дела по части информированности о современном балете?
– Уровень экспертности в области современного балета там очень высок, у них вырос и сформировался новый понимающий зритель, которому одного «Лебединого озера» уже недостаточно. Хотя, конечно, в исполнении лучших российских трупп этот балет никогда не перестанет быть привлекательным. Для команды Dance Open поездка в Китай стала дебютом. В гала-концертах, которые мы привезли в Шанхай, танцевали ведущие солисты балета петербургских театров – Михайловского, Театра танца Бориса Эйфмана, Театра балета им. Якобсона. За два часа программы было исполнено всего четыре классических па-де-де, остальное – неоклассика на современную музыку с небанальным световым оформлением и видеографикой.
По словам принимающей стороны, за последнее десятилетие в Пекине и Шанхае успело побывать много балетных проектов самого разного уровня, но такой отдачи они не ожидали. Их поразило все: и технический уровень шоу, и жанровое разнообразие программы, и виртуозное мастерство петербургских танцовщиков.
Гала проходили на одной из самых престижных площадок – в шанхайском Центре восточных искусств. После первого вечера зал утонул в аплодисментах, а после второго нас приветствовали получасовыми овациями стоя. Не вспомню холодного приема на Dance Open, но могу сказать точно – такого приема еще не было.
– Ваши фирменные гала-концерты, как балетные, так и оперные – ноу-хау. У кого вы учились их создавать?
– Мне в жизни повезло: складывать калейдоскоп из разных номеров, будь то опера или балет, или даже рок с эстрадой, стало любимой частью моей работы. Каждый раз, закончив проект, я сразу погружаюсь в мысли о новом и с наслаждением думаю, как буду выстраивать его. Когда твое хобби – это твоя работа, жизнь приносит удовольствие.
Источник: