Быть или не быть? ГАИ-ГИБДД мучает гамлетовский вопрос

С начала года в системе ГИБДД были сокращены более 10.000 сотрудников, их функции переданы другим ведомствам, а некоторые эксперты все чаще говорят о ликвидации ГИБДД, — инспекция либо перестанет существовать, либо получит новые функции.

 

Ирина Мишина

Увеличение числа дорожных камер на магистралях России неизбежно сокращает поле деятельности ГИБДД и потребность в людях. Сейчас на дорогах страны работают более 9 000 комплексов фотовидеофиксации. К 2020 году их число вырастет на треть, к 2022 году — на 66%, к 2023 — на 88%, а концу 2024 года таких камер будет больше в два раза по сравнению с сегодняшним днем.

В кулуарах МВД , насколько нам известно, обсуждались несколько вариантов реформы. Первый — это слияние ГИБДД с патрульно-постовой службой. Против этого выступили многие профессионалы, так как сотрудники ППС мало что понимают в работе ГИБДД. Второй вариант — создание отдельного подразделения, дорожной полиции. Предполагалось, что это избавит ГИБДД от бумажной и регистрационной работы и превратит, по сути, в силовой блок. В кулуарах рассматривали и третью модель реформы. Поговаривали, что статус ГИБДД может повыситься вплоть до Министерства безопасности дорожного движения.

 

Так или иначе, но перемены в работе ГИБДД уже начались. За последние годы у этой структуры отобрали целый ряд функций: постановку на учёт новых автомобилей (теперь из автосалона можно выезжать на автомобиле, который уже поставлен на учет); большинство мелких аварий оформляется по «европротоколу», без вызова сотрудников ГИБДД. Некоторые функции по переоформлению автомобиля и получение номеров в крупных городах переданы МФЦ. Техосмотр, проверка на наличие ОСАГО – все это уже вне ведения ГИБДД.

Кстати, как сегодня называется служба, отвечающая за безопасность дорожного движения, — большой вопрос, переходящий в загадку. В 1998 году президент Борис Ельцин подписал указ N 711, превратив росчерком пера ГАИ в ГИБДД. Безусловно, тогда хотели как лучше, но от перемены букв ничего не изменилось. ГИБДД страдала теми же пороками, что и ГАИ. В декабре 2001 года президент Путин дословно сказал следующее: «Есть такая организация — ГИБДД. Трудно выговаривается и вообще не очень понятно, зачем переименовали. Так до сих пор никто внятно не может объяснить. Но структура важная». После этих слов президента с 2002 года автоинспекцию стали именовать ГАИ – ГИБДД. А в общем, каждый называл кому как нравится. Однако с 2004 г. новое-старое ведомство переименовали в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД). Общая сумма переименования по самым минимальным подсчетам обошлась государству примерно в 3 миллиона долларов. Но инспекторов на дорогах, одетых в светоотражающие бронежилеты, по-прежнему именовали либо «ГАИшниками», либо «ГИБДДшниками».

 

 

«Критический момент для ГАИ-ГИБДД наступил в июне 2017 года — с назначением на должность начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майора полиции Михаила Черникова. После этого заговорили о том, что вместо сотрудника ГИБДД на дороге появится полицейский, который будет заниматься общественной безопасностью, то есть ловить «ездунов на красный свет», водителей в состоянии алкогольного опьянения, других нарушителей. Иными словами, на дорогах должен был работать полицейский с универсальными функциями. Глава МВД Колокольцев даже издал на сей счет какой-то приказ, который, однако, выполнен не был», — рассказывает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. 

В распоряжение «Новых Известий» попал документ, датированный 27.03.2017 г., который многое проясняет по поводу предполагаемой реформы ГАИ-ГИБДД. Из этого документа следует, что согласно «плану-графику по реализации мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности органов внутренних дел РФ от 19.12.2016 года предусмотрена проработка вопроса о создании единой патрульной службы… МВД России подготовлены проекты плана, программы и приказа… о проведении соответствующего эксперимента». Однако, далее начальник ГУОООП МВД генерал-лейтенант полиции Ю. Валяев ссылается на неудачный опыт создания единой патрульной службы в Казахстане и просит снять с контроля данное ему поручение. «Действительно, невозможно человека, который разнимает пьяных, ловит преступников, перекинуть на регулирование перекрестка. Поэтому тему эту проанализировали и тихо свернули», — поясняет Петр Шкуматов. – Это даёт основания предположить, что отдельное ведомство точно создавать не станут. Объединять ППС с ГИБДД тоже не логично: для этого надо радикально повысить уровень знаний сотрудников. Так что все слухи о реформе ГИБДД напоминают «фантомные боли».

Однако, эксперты считают ссылку на неудачный опыт Казахстана по ликвидации ГИБДД простой отговоркой. «Во многих странах служб, аналогичных ГАИ или ГИБДД, вообще не существует. Ближайший пример – Грузия», — рассказывает автомобильный эксперт Сергей Асланян.

В российских социальных сетях периодически можно читать негативные отзывы в адрес сотрудников ГАИ-ГИБДД вроде такого: «Я категорически против этих фраз: «Ну что нарушаем?» или «Пройдёмте в автомобиль для составления протокола». И все это с улыбочкой… Прошу, господа реформаторы, избавьте водителей от унижения на дорогах! Ведь это так просто».

«То, что я скажу, для многих прозвучит, может быть, странно: ГАИ-ГИБДД всё же выполняет сегодня определенные полезные функции», — считает автоэксперт Сергей Асланян. – Это старая структура, она не совершенна, но она во многом обращена к людям. Это не безличный авторегистратор, который может перепутать автомобиль и в результате вас оштрафуют ни за что. Это не представитель администрации Московского парковочного пространства и не эвакуатор. В ГАИ — ГИБДД можно прийти с заявлением, и там обязаны с ним разобраться. Во всяком случае, вас выслушают и примут жалобу к сведению».

Что будет дальше с контролем на дорогах России, предположить не так уж и сложно. Скорее всего у нас останется и ГАИ-ГИБДД, при этом будут и дорожные камеры, а одновременно с ними – администрация Московского парковочного пространства и эвакуаторы. Водители станут еще более уязвимыми. Почему? Просто у нас штрафная экономика. Её идея – получить как можно больше денег с автомобилиста, причём любым способом.

«Новые Известия» направили официальный запрос о будущем ГАИ-ГИБДД на имя начальника УОС МВД России Александра Князева. Ответили нам оперативно:

«УОС МВД России совместно с компетентными подразделениями Ваше обращение рассмотрело.Запрашиваемыми сведениями не располагаем.

С уважением, Пресс-центр МВД России».

Источник: newizv.ru

Источник: newsland.com