В психиатрической лечебнице обитает мнящий себя злодеем из комиксов Мистер Стекло. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Стекло» М. Найта Шьямалана – сиквел одновременно двух предыдущих фильмов режиссера, «Неуязвимого» и «Сплита», складывающийся вместе с ними в своеобразную трилогию о супергероях. В главных ролях – Брюс Уиллис и Сэмюэл Л. Джексон, которые встречаются вновь почти 20 лет спустя после премьеры «Неуязвимого», и Джеймс МакЭвой – он в этот раз демонстрирует куда больше личностей, населяющих его расщепленный разум.
Страдающий диссоциативным расстройством идентичности Кевин Крамб (МакЭвой), похищавший и убивавший девушек герой «Сплита», держит в заточении очередных жертв, готовясь скормить их одной из своих личностей – так называемому Зверю. Этому существу, обладающему нечеловеческой силой и сверхспособностями (на самом деле – умением ползать по потолку), поклоняется половина населяющих голову Кевина персонажей, которые зовут себя «ордой». Именно на «орду», впервые столкнувшись с ее действиями в финале «Сплита», ведет охоту герой в плаще, неуязвимый борец с преступностью Дэвид Данн (Уиллис). Но стоит ему наконец выйти на след врага и вступить в схватку со Зверем, как их обоих ловят и помещают в специализированную психиатрическую лечебницу. Ту, в которой уже много лет обитает главный враг Данна, обладающий высочайшим интеллектом и хрупкими костями, мнящий себя злодеем из комиксов Элайджа Прайса, также известный как Мистер Стекло (Джексон). Исследованием необычной троицы руководит доктор Элли Стейпл (Сара Полсон), цель которой убедить пациентов в том, что не какие они не супергерои, а просто психи.
Сегодняшнего зрителя историями о супергероях не удивишь, однако Шьямалана, прославившегося «Шестым чувством» и закрепившего славу еще десятком триллеров с обязательным твистом в финале, эта тема интересовала тогда, когда никаких киновселенных Marvel и DC и в помине не было. «Неуязвимый», вышедший на экраны в 2000 году, оставаясь классическим шьямалановским психологическим пазлом, рассказывает о вечном противостоянии супергероя и суперзлодея, параллельно исследуя дуальность такого явления, как суперспособности. Оказывается, эта тема не давала режиссеру покоя все эти годы, а снять продолжение он хотел с самого начала – просто мир, по его собственным словам, был не готов к появлению «вселенной Шьямалана». Готов ли он теперь и может ли конкурировать «Стекло» с его бюджетом в 20 млн долл. с любым супергеройским блокбастером за 300 млн долл. – вопрос, ответ на который не в пользу Шьямалана.
Другое дело, что режиссер пытается компенсировать нехватку спецэффектов и зрелищных батальных сцен с помощью психологизма, многозначительных крупных планов, долгих диалогов, приглашенных звезд Уиллиса и Джексона, которые за 20 лет приобрели в Голливуде статус заслуженных (и заслуженно!), и 24 личностей Кевина Крамба, между которыми МакЭвой переключается на большой скорости, меняя выражение лица, акценты и пластику тела, – как и в случае со «Сплитом», это, пожалуй, самое интересное. Шьямалану не откажешь в находчивости – пока долгострой по мотивам истории жизни Билли Миллигана (самого известного реального человека, страдавшего множественным расстройством личности), главную роль в котором якобы должен и мечтает сыграть Леонардо ДиКаприо, находится в подвешенном состоянии, он, не вступая в схватку за права и прочее, попросту переименовал всех личностей Миллигана и «поселил» их, с некоторыми изменениями характеров и причины их появления, внутри своего героя Кевина. В общем, «звоните ДиКаприо»…
У всего обозначенного выше есть свои плюсы, но есть и оборотная сторона – вынужденный визуальный минимализм в какой-то момент обнажает всю нелепость и бредовость ситуации. И даже несмотря на то, что режиссер пытается все объяснить и выстроить логически, подверстать флешбэки из прошлых фильмов, наполнить видеоряд тяжелыми взглядами в камеру Уиллиса и Джексона и накачанным торсом МакЭвоя, который он драматично, но на пятый раз уже комично обнажает перед превращением в Зверя (зачем вообще одеваться?), факт остается фактом. Обязательная для жанра финальная схватка добра со злом – пусть даже понятия эти у Шьямалана намеренно размыты – происходит на парковке, а потому и размах соответствующий.
Кроме разнокалиберных машин, дождевых луж (не только в России плохие дороги!), безликих и до поры до времени бессмысленных спецназовцев и безынициативных наблюдателей в лице мамы Мистера Стекло, сына Данна и спасшейся жертвы Кевина-Зверя, похвастаться этой локации нечем. На фоне маячит поле битвы мечты в виде высотного здания, но до него как до Луны. Да и зачем, если впереди традиционный твист – задуманный, может, и покрасивее, чем финалы некоторых марвеловских фильмов, но на деле не просто сдержанный, а натянутый. И дело тут не только в бюджетности проекта, но и, пожалуй, в тайминге – 20 лет назад время вселенной Шьямалана еще не пришло, в 2019-м – ушло безвозвратно.
Источник: