Большую синагогу заполнили великие образы

Все это – живое еврейское искусство, творимое в наших местах в наши дни.

«Даже в забытом Богом Калининграде, где, кроме военной команды, человеческого слова не услышишь, евреи меня спрашивали…» – так вспоминал писатель Григорий Канович о встрече с участниками калининградского общества еврейской культуры. С тех пор прошло более 30 лет, и можно с уверенностью сказать, что даже если Всевышний и хотел бы забыть о самом западном российском областном центре, то калининградские евреи не позволяют ему этого сделать. Три года назад здесь была открыта синагога – одна из самых больших в России, напоминающая по архитектурным очертаниям кенигсбергскую, разрушенную нацистами в «Хрустальную ночь» 9 ноября 1938 года. Новый еврейский дом молитвы расположился в самом привлекательном для туристов месте города – напротив Кенигсбергского кафедрального собора, у стен которого похоронен философ Иммануил Кант. Купол синагоги, увенчанный шестиконечной звездой, наряду с остроконечной крышей собора стал параллельной архитектурной доминантой исторического квартала. И теперь в Калининграде спрашивают евреев: что за необычное здание? Что происходит внутри?

Синагога – слово греческое, означает «сводящий в собрание», на иврите – бейт-кнессет, «дом собрания». В названии еврейского дома молитвы не содержится указания на его религиозное назначение. Во многих европейских городах синагога соединена с общинным центром – помещением для культурной, образовательной и социальной активности.

Надо честно сказать, что для удовлетворения чисто религиозных потребностей калининградских евреев здание синагоги великовато. Но замысел был – восстановить историческую справедливость, вернуть на свое место великолепное здание, уничтоженное нацистами. И все сходятся на том, что объект должен служить не только культовым, но и туристическим целям. Как и стоящий напротив исторический собор.

Но что могла предложить новая синагога калининградцам и гостям города? Осмотр расположенного под куполом молельного зала с рассказом о том, как молятся в синагоге и почему «здесь не в церкви»? Правда, такая программа напоминала бы продажу билетов «на ремонт провала» – в новом здании нет каких-либо исторических и культурных артефактов, которые было бы интересно рассматривать, зато есть большое пустующее пространство на втором этаже. В перспективе здесь появится интерактивная экспозиция, посвященная богатой событиями пятивековой местной еврейской истории, но это вопрос времени и денег. И вдруг само собой нашлось решение. Оказалось, что в «Богом забытом Калининграде» были и есть яркие еврейские художники, чьи картины могут достойно заполнить «провал» в синагоге, поддержать ее имидж центра еврейской жизни.

Израил Матвеевич Гершбург (1933–2018) принадлежал к числу мастеров, которых принято называть маститыми. Выпускник отделения скульптуры художественного училища им. П.П. Бенькова в Ташкенте и факультета скульптуры Художественного института Литвы в Вильнюсе, он 20 лет был главным художником города, воздвиг немало памятников героям войны и труда. В общей сложности Гершбург прожил в Калининграде полвека, но с небольшим перерывом. В 1992 году скептически относившийся к советской действительности художник переезжает в Израиль. Но на исторической родине его не оставил природный скептицизм, и семья Гершбургов вернулась в Калининград. Впечатления от жизни в Святой земле вдохновили художника на создание цикла картин, который на выставке в синагоге был назван «Израиль глазами Израила». С одной стороны, калининградского художника можно рассматривать как предтечу язвительной израильской художницы Зои Черкасской, но, с другой стороны, в его видении Израиль связан с высокими духовными сферами, как еврейский мир на полотнах Марка Шагала.

Новая Калининградская синагога служит
не только культовым, но и туристическим
целям.  Фото автора

Ученица Израила Гершбурга Полина Чижевская – художник, выросший и сформировавшийся в Калининграде. При этом образы ее живописи и графики инспирированы впечатлениями от географических пространств, в которых творили близкие ей по духу и стилю Ван Гог, Кандинский, Сарьян, Шагал. Впечатления от городов и музеев мира воплотились на ее полотнах в ландшафтные и архитектурные пейзажи, мифологические и фантастические сюжеты. Но, растекаясь красками по безразмерному холсту, художнику трудно выйти из границ своего существа, уйти от места своей личности в культурно-исторических и бытовых координатах. Полина Чижевская происходит из традиционной семьи, корни которой в Украине, а ветви – во всех местах на земном шаре, где сегодня живут потомки героев Шолом-Алейхема и Бабеля: в Израиле, Германии, США и Канаде. Еврейская образность в изобразительном искусстве достигается двумя путями. Можно нарисовать общеизвестные символы – шестиконечную звезду или менору. А можно изображать окружающую реальность с «еврейским акцентом». Но для второго пути нужно быть евреем, чувствовать свою связь с прошлым, настоящим и будущим еврейского народа. На картинах Полины Чижевской – образы местечек и еврейских кварталов городов, библейских персонажей и современников. И все это – живое еврейское искусство, творимое в наших местах в наши дни. Именно поэтому следом за израильским циклом Израила Гершбурга в Новой Калининградской синагоге работала выставка его ученицы.

Третья выставка, развернутая этим летом в калининградской синагоге, провоцировала на дерзкое сравнение. Литографии Марка Шагала – иллюстрации к Библии – экспонировались наряду с живописными работами Израила Гершбурга и Полины Чижевской. Посетителям, не утруждавшимся чтением этикеток, приходилось иногда объяснять, что всемирно известному художнику принадлежат только графические листы, а близкие по стилистике картины написаны его калининградскими соплеменниками.

Выставка Шагала продолжалась в синагоге полтора месяца, но дух великого еврейского художника присутствует здесь постоянно – окна здания украшены витражами, сделанными по мотивам циклов «Сотворение мира» и «Двенадцать колен израилевых» архитектором здания Натальей Лоренс.

Сейчас в Новой Калининградской синагоге очередная выставка: литографии и офорты Анатолия Каплана, советского еврейского художника, выдающегося иллюстратора Шолом-Алейхема и Менделе Мойхер-Сфорима. В планах – библейские сюжеты Гюстава Доре и Сальвадора Дали. Так формируется коллекция, которая может составить Новую Еврейскую галерею в Новой Калининградской синагоге.

Калининград

Источник: ng.ru

Добавить комментарий