Актер-аристократ. Василию Лановому – 85

85 лет исполняется актеру театра и кино Василию Лановому, на счету которого около 80 киноролей, не меньше – сценических, сыгранных в Театре им. Вахтангова, где он служит уже более полувека, будучи премьером труппы, играя, как и в кино, героев отечественной и зарубежной классики. В день юбилея актер традиционно сыграет один из трех и самый любимый из своих бенефисных спектаклей в сегодняшнем репертуаре арбатского театра – «Посвящение Еве». 

На экране Лановой дебютировал еще во время учебы в Театральном училище им. Щукина – и сразу же в главной роли. В морализаторской драме Татьяны Лукашевич «Аттестат зрелости» актер сыграл старшеклассника, чья самовлюбленность и неуважение к окружающим не оказываются безнаказанными. Несмотря на еще несколько ролей в конце 50-х – в том числе и в фильме «Павел Корчагин» Алова и Наумова по роману Николая Островского «Как закалялась сталь», – поистине народная слава пришла к Лановому в 1961 году, когда на экраны вышли «Алые паруса» Александра Птушко. Роль сказочного принца из одноименной повести Александра Грина – до сих пор одна из самых запоминающихся в фильмографии Ланового. Но не единственная – актеру довелось сыграть сразу нескольких роковых литературных красавцев, уже не столь безупречных, как Грей. Например, в экранизациях романов Льва Толстого – Анатоля Курагина в «Войне и мире» Сергея Бондарчука и Алексея Вронского в «Анне Карениной» Александра Зархи. 

Важное место в кинорепертуаре Ланового занимают роли в военных фильмах (войну артист пережил в детстве), самые значимые из которых, безусловно, «Офицеры», где он сыграл Ивана Варавву, и «Семнадцать мгновений весны», где ему досталась партия Карла Вольфа. Интересно, что «Мгновения» были не первой экранизацией произведений Юлиана Семенова про Штирлица, в которой сыграл Лановой – правда, в картине «Пароль не нужен» 1967 года актер играл не эсэсовца, а разведчика Марейкиса, связного Штирлица.

Он статен и аристократичен, кажется, в крови военная выправка. Его актерская индивидуальность далека от открытого лицедейства, скупа и строга, элегантна. Благодаря присущему ему романтическому пафосу на театральной сцене Лановой почти всегда играл героев высоких жанров. От Цезаря до Дон Гуана. Его первой значительной ролью стал принц Калаф в возобновленной «Принцессе Турандот», а в современной гала-постановке Римаса Туминаса «Пристань», которая посвящена корифеям театра, Лановому отдан голос самого Пушкина. Потому что Лановой – актер старой школы и мастер художественного слова. Ремеслу у него можно только учиться и учиться. 

«НГ»

Источник: ng.ru