Академия может подписать себе приговор как научной организации

Руководитель пресс-службы Российской академии наук (РАН) и пресс-секретарь президента РАН Светлана Попова сообщила, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоен звания почетного профессора Российской академии наук. Так и заявила: «Он <Кирилл> большой популяризатор науки, большой друг Сергея Петровича Капицы, Осипова Юрия Сергеевича (президента РАН в 1991-2013гг. — ИФ). Как говорил Эйнштейн, теория относительности говорит о гениальности Создателя, и в этом смысле никаких противоречий нет». Позже появилось уточнение, что президиум РАН будет рассматривать вопрос о присвоении звания и проведет голосование.

По словам Поповой, которые приводит Интерфакс, Кирилл не единожды участвовал в съемках популярной телепередачи о науке «Очевидное – невероятное», бессменным ведущим которой был Капица. Также Попова добавила, что патриарх знал отца Сергея Капицы, знаменитого советского физика Петра Капицу – лауреата Нобелевской премии по физике 1978 года за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия.

Кроме того, звание почетного профессора РАН будет присвоено председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко.

ТАСС сообщает, что торжественная церемония присвоения звания «Почетный профессор Российской академии наук» Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу перенесена на другую дату, сообщило управление информационной политики и пресс-службы РАН. Ранее в пресс-службе сообщили, что церемония пройдет 22 января в ходе заседания президиума академии. «Во время заседания будет объявлено о присвоении званий, затем состоится голосование. Церемония присвоения звания состоится в другой раз», — говорится в сообщении. В пресс-службе уточнили, что на президиуме будет рассматриваться вопрос о присвоении предстоятелю Русской православной церкви звания почетного профессора, но само решение будет приниматься в ходе голосования.  

Патриарх Кирилл уже является почетным профессором Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», это звание ему было присвоено в 2010 году. Не без скандала, надо заметить. 4 марта 2010 года, накануне визита в Московский инженерно-физический институт Патриарха Кирилла ректор МИФИ Михаил Стриханов и ученый совет МИФИ решили убрать из внутреннего дворика университетского городка памятник «МИФИческому студенту», заменив его большим православным крестом.

А в следующем, 2011 году, уже студенты МГУ имени М.В. Ломоносова начали сбор подписей под открытым письмом ректору университета, академику Виктору Садовничему. Они просили его отказаться от идеи строительства православной часовни на территории университета.

Дело в том, что тогда к ректору с идеей возведения православной часовни обратились некоторые сотрудники МГУ, в том числе деканы 11 факультетов. «Важно создать условия, чтобы голос Русской православной церкви достиг университетской молодежи», – заявляла интеллектуальная элита ведущего вуза страны. Тогда же с просьбой поддержать обращение университетской элиты обратился к Садовничему и глава РПЦ Кирилл. Предстоятель Русской православной церкви написал академику Виктору Садовничему письмо с просьбой поддержать идею строительства часовни Святых Кирилла и Мефодия на территории университета.

В принципе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл может быть доволен – реализуется именно его логика. Ведь еще двадцать лет назад он, тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, занимающий пост председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в своей статье в журнале «Современная Европа» (кстати, журнал Российской академии наук) настаивал: «Невозможно оставаться христианином за дверью собственного дома, в кругу семьи или в уединении своей кельи и переставать быть им, поднимаясь на профессорскую кафедру, говоря перед телевизионной камерой, голосуя в парламенте или приступая к научному эксперименту <…>. Ибо верующий не может исключить из духовно-нравственного контекста своей жизни профессиональные или научные интересы, политическую, экономическую, социальную деятельность, работу в средствах массовой информации и так далее».

Вот такая популяризация науки от Патриарха. Как говорили древние: истинная мудрость – твердое решение. Твердости Кирилла в проведении своей логики можно только позавидовать.

А вот РАН, своим решением (если оно будет принято) сделать Кирилла почетным профессором РАН полностью и окончательно дискредитирует себя как научное учреждение. Впрочем, к этому Академия тоже шла давно и упорно. И популяризатор науки Кирилл – это на первый взгляд звучит забавно… Руководство РАН вновь прибегло к старой, испытанной и абсолютно бесперспективной тактике для своего сохранения – принять в ряды РАН, — пусть и на правах символического статуса почетного профессора, — как можно больше персон из бюрократической, управленческой, а теперь вот и из религиозной элиты. Кстати, Сергей Петрович Капица так и не был принят даже в члены-корреспонденты РАН, и даже не был почетным профессором РАН.

Это именно – символическое решение. Символ полной интеллектуальной импотенции академической элиты. Интеллектуальная гигиена – это не про РАН.

В последние годы советской власти к верующим относили себя не более 10–11% населения СССР. Сегодня воцерквленными считают себя 2% россиян и еще 80% относят себя к православным. Около 13% – атеисты. Так что рост христианской духовности в России явно налицо. По крайней мере, в среде академической и университетской элиты. Настоящий «православный ренессанс». Другой вопрос: почему при таком росте православной духовности в стране, российских изобретений, коммерциализированных на мировом рынке, всего 0,2%? Это в пять раз меньше, чем в среднем по всем странам. Для сравнения: коммерциализация изобретений в Израиле в три раза выше, чем в среднем в мире.

Кстати, и кросс-культурные социологические исследования не подтверждают гипотезу о том, что высокий уровень религиозности населения способствует благополучию общества. В 2009 году американский аналитик Грегори Пол сравнил данные по 17 самым благополучным и процветающим государствам «первого мира» с населением около 4 млн. человек или более. Для оценки уровня благополучия общества использовались 25 наиболее достоверных социально-экономических показателей, в том числе: число убийств и самоубийств, детская смертность, продолжительность жизни, частота заболеваний гонореей и сифилисом, число абортов среди несовершеннолетних, число родов в возрасте 15–17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворенности жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства, бедности, коррупции, безработицы и другие.

Основной вывод: обнаружена сильная и статистически достоверная положительная корреляция между благополучием общества и уровнем его «светскости». Мало того, сильная положительная связь обнаружилась, например, между религиозностью населения и детской смертностью. То есть чем выше комплексный показатель религиозности населения, тем выше и показатели детской смертности (см. Evolutionary Psychology. 2009. V. 7(3). P. 398–441).

Может быть, все-таки полезнее для здоровья общества – чистота жанров: свободное функционирование религиозных институтов и свобода светских вузов от религии? Иначе непонятно, почему высокая духовность не коррелирует с показателями социально-экономического развития России. 

Источник: ng.ru