Поправки в закон «Об образовании» о просветительской деятельности вызвали негативную реакцию у значительной части научного и образовательного сообщества. Фото агентства «Москва»
6 апреля президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Закон принят Государственной думой 16 марта и одобрен Советом Федерации 31 марта. Он вступил в силу 1 июня 2021 года.
Логично, что в Год науки и технологий, объявленный в России, эти поправки касаются именно просветительской деятельности. «Особое внимание необходимо уделить теме популяризации отечественной науки и технологий», – подчеркивал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
«1. Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Какие же это требования? Очень простые.
«2. Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
3. Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации».
Эти поправки вызвали отчетливую негативную реакцию у значительной части научного и образовательного сообщества в стране. Если суммировать, то претензии сводятся к следующему: внесенными поправками создается ситуация, которая в философии носит название «дурная бесконечность» – просвещай кто хочет, но только о том, что разрешит правительство. Многие наблюдатели отметили, что в первую очередь поправки нацелены не столько на поддержку просветительской деятельности в РФ, сколько на формирование устраивающей власть версии истории, а значит, идеологии тоже. Ведь история – это не расстановка фактов в хронологическом ряду, а их интерпретация.
Источник: