И к «Экспоцентру» привыкнем, лишь бы сама книжная ярмарка была. Фото агентства «Москва»
Знаменитая, существующая с 1977 года Московская международная книжная выставка-ярмарка (теперь просто ярмарка) в этом году прошла в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» на Краснопресненской набережной.
Да, увы, ни в 57-м, ни в 75-м павильоне Выставки достижений народного хозяйства (или ВВЦ) ее не было. Какое-то время ярмарка проходила один раз в два года, потом стала ежегодной. Так что нынешняя – 34-я по счету. Единственный раз, когда ярмарки-выставки не было совсем, – это был 1991 год, путч, ГКЧП и пр. Сейчас вроде не 91-й, но зато сейчас коронавирус, да и вообще времена меняются. Нет больше Госкомпечати, нет и Минпечати, сейчас – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и правительства Москвы.
Сейчас не лучшее время для печати как таковой, для бумажных книг, вообще для чтения с листа, а не с экрана.
А вот раньше было время, когда одно из мероприятий, точнее, один из «стендов» располагался прямо в знаменитом (тоже) самолете, что стоял на ВДНХ. «Стенд» был достаточно альтернативный и даже отчасти запрещенный, но тогда, в нулевые, ничего не запрещали сразу и полностью, окончательно и бесповоротно.
И тем не менее ярмарку не отменили совсем, а провели. Книги были, издатели приехали, а читатели пришли. Сейчас важнее всего понять – ярмарка на ВДНХ вернется или уже не вернется? Тем более и саму ВДНХ изменили до неузнаваемости, теперь это действительно и парк, и выставка, а не торговые павильоны. Так что на ВДНХ-то стало лучше. И второй вопрос: не закроется ли эта книжная ярмарка вообще? Мы, конечно, надеемся, что Московская международная книжная ярмарка останется, пусть даже проводить ее будут не в том месте, к которому привыкли все книжники. Пусть «Экспоцентр» или какая-нибудь другая площадка, пусть. К книжному фестивалю на Красной площади привыкли же. И в Гостином Дворе, кстати, тоже хорошо.
Да и не навечно же к нам пришла эта пандемия!
А без фестивалей нельзя. Писатели должны видеть других писателей, издатели должны видеть читателей.
Лично. В режиме праздника.
Это все-таки обязательно. А форма, подача, место – ну да, важно, но не так, как сам факт.
Источник: