Все-таки академическая свобода и Рособрнадзор несовместимы

Сергей Кравцов (на переднем плане) уверен, что проверять знания студентов должны не только те, кто их учит. Фото РИА Новости

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов попросил Совет Федерации поддержать законопроект о независимой оценке качества подготовки студентов. Законопроект предполагает введение в вузах проверочных работ по аналогии с Всероссийскими проверочными работами (ВПР) школьников.

«Провели экзамены для студентов второго курса по юриспруденции и экономике. Объективно, то есть были наши представители, студенты, никто не мог списать ничего. Оценка средняя… По экономике – три с минусом, по юриспруденции – три с плюсом после второго курса», – цитирует Кравцова агентство ТАСС.

Напомним, что эксперимент по апробированию модели объективной оценки знаний студентов идет с конца 2014 года. В январе 2015 года проверку прошли 350 студентов разных курсов из 6 вузов страны. Экзамен проводился по 10 дисциплинам. Во втором туре, в июне 2015 года, приняли участие уже 1,5 тыс. студентов из 29 высших учебных заведений. К экзамену было заявлено 60 дисциплин.

В третьем этапе эксперимента по независимой оценке знаний студентов приняли участие 93 государственных и 9 частных вузов. География участников охватила 51 регион. В качестве сторонних экспертов привлекались преподаватели других вузов.

Рособрнадзор очень заинтересован в дальнейшем развитии объективной оценки знаний, так как «срезы знаний студентов позволяют на первоначальном этапе определить реальное качество подготовки и принять меры для корректировки ситуации».

Так что эксперимент прошел, теперь нужно принять законопроект о проверочных работах для студентов. В пример для подражания Кравцов приводит Бразилию, где также вводят контрольные работы по математике, биологии, гуманитарным наукам.

То, что контроль знаний и умений студентов – один из важнейших элементов учебного процесса, ценили, кстати, еще в дореволюционной России. Уже тогда существовал способ не только независимого оценивания, но и ранжирования выпускников по результатам усвоения программы в российской системе образования. Окончить гимназию первым учеником было почетно, а выпускники военных учебных заведений даже получали право выбирать место последующей службы из предложенных им вакансий.

И все-таки для чего проводится нынешняя «независимая оценка»? По словам авторов инициативы, вузам эксперимент дает возможность получить не столько «независимую картину компетенций студентов, но и в значительной мере – внешнюю оценку работы самих учебных заведений, в том числе корректности составления рабочих программ учебных дисциплин, уровня преподавания и фондов оценочных средств. Для высших учебных заведений по итогам эксперимента готовятся аналитические записки с рекомендациями, что изменить».

Во что может вылиться проверка в дальнейшем, рассмотрим на примере Дальневосточного федерального университета (ДФВУ). Там математику уже преподает лектор из МГУ имени Ломоносова. Но это не потому, что в региональном университете нехватка преподавателей, а потому, что «высокий статус федерального университета позволяет использовать те или иные образовательные технологии». Формат видеолекций руководство вуза выбрало ради повышения качества образования и усиления подготовки студентов. Студенты должны просматривать запись лекции преподавателя из МГУ, затем выполнять практическую часть со своим местным преподавателем. В качестве отчетности они проходят тесты на семинарах и загружают ответы на портал. Только прохождение всех этих этапов дает им доступ к экзамену. На практике там не все гладко, но это тема отдельного разговора. Важен сам прецедент.

В профессиональной среде, несмотря на оптимизм руководства Рособрнадзора, к идее вузовских аналогов школьных ВПР отнеслись достаточно прохладно. Кто-то увидел в этом профанацию. Дело в том, что одно дело – школьная программа, которая дает примерно одинаковые знания. И совсем другое дело – вузы. Здесь только сдвинулся с места процесс так называемого «ниширования»: каждый университет старается выработать какое-то свое лицо, найти свою нишу. Кроме этого, курс математического анализа на матмехе СПбГУ принципиально отличается от курса математического анализа на физфаке СПбГУ, хотя и там, и там они очень высокого уровня. И это только в пределах одного вуза, напоминают эксперты. Что уж говорить про разные университеты! А узкопрофильные? Так что же будут проверять? Базовый уровень? И еще ведомство обвиняют в тотальном недоверии к профессорско-преподавательскому сообществу. И считают, что проверки будут «проводить ради проверок».         

Источник: ng.ru