Вместо Турции — на космическую орбиту

Скриншот из ролика Virgin Galactic In Space For The First Time в YouTube.

Американская частная компания Virgin Galactic объявила, что соданный ею космический корабль SpaceShipTwo (SS2) поднялся на высоту 89,9 км. произошло это в пятницу, 22 февраля. Причем, это был пилотируемый полет — на борту корабля SpaceShipTwo были три члена экипажа: пилоты Дейв Маккей и Майкл Мазуччи, а также руководитель группы подготовки персонала компании Бет Мосес. Впрочем, с формальной точки зрения, это был не космический полет, а испытательный суборбитальный запуск. Тем не менее, достижение вполне знаковое.

«SpaceShipTwo в естественных для него условиях», — такой подписью компания сопроводила размещенную в Twitter фотографию корабля на фоне Земли. Как сообщает ТАСС, самолет-носитель WhiteKnightTwo вылетел с аэродрома в пустыне Мохаве (штат Калифорния) и, когда он достиг необходимой высоты, был включен ракетный двигатель суборбитального корабля Unity. Он-то и поднялся на высоту 55,87 миль (89,9 км). 

На борту суборбитального корабля находились также четыре комплекта аппаратуры NASA для проведения экспериментов по замеру электромагнитных параметров, по оценке влияния микрогравитации на жидкости и газы, на частицы пыли и на вибрацию.

SpaceShipTwo разработан исключительно для туристических целей. Стоимость примерно двухчасового полета, во время которого пассажиры, как предполагается, смогут испытать невесомость и увидеть Землю из космоса, составляет около 250 тыс. долларов. (Для сравнения: примерно столько же стоят не самые дорогие наручные мужские часы в московских бутиках.) Корабль, как ожидается, сможет брать на борт двух пилотов и шесть космических туристов.

Нынешний полет SpaceShipTwo стал уже вторым, когда была превышена высота в 50 миль (80 км). Первый такой полет состоялся в декабре прошлого года, тогда корабль впервые достиг высоты 82,7 км. Представители компании ранее уточняли, что, как и ВВС США, подразумевают, что космос начинается на высоте около 80 км.

Все, кто совершат подобную миссию, по американским критериям, автоматически считаются астронавтами. (Для этого нужно подняться на высоту более 50 миль (80 км над Землей.) Тут-то и начинаются разночтения. По критериям «Международной федерации аэронавтики» (Лозанна, Швейцария), граница атмосферы и космоса проходит на высоте более 62-х миль (100 километров). Но в любом случае пассажиры SS2 получат нагрудный знак — «крылья астронавтов» компании «Virgin Galactic», а возможно еще и — «крылья астронавтов» NASA.

Как бы там ни было, — орбитальный это полет, или еще только суборбитальный, — важнейший аспект здесь – безопасность.

Так, по экстремальности, туристические полеты на Международную космическую станцию (МКС), или, в будущем, возможно на другой орбитальный комплекс, сравнимы с покорением Эвереста: из каждых 100 альпинистов, добравшихся до «крыши мира», 4 навсегда остаются на ее склонах. Примерно такой же уровень риска существует в настоящее время и для экипажей космических кораблей.

Суборбитальные ракетно-космические системы, по мнению экспертов, способны привести к появлению кораблей, риск полета, на которых, будет не выше, чем на современных пассажирских лайнерах. Например, конструкторы SS2 ставят себе целью обеспечить уровень безопасности разрабатываемых ими «туристических» кораблей, который был достигнут в течение первых пяти лет существования частных пассажирских авиакомпаний (1920-е годы) и который был в среднем в 100 раз выше, чем у современных пилотируемых космических аппаратов.

Это – хороший ориентир. Если сейчас риск катастрофы со смертельным исходом составляет в пилотируемой космонавтике 1:62, то у первых регулярных воздушных перевозчиков пассажиров в 1927-28 годах он был 1: 5500, в 1934-36 гг. уже 1: 31000, а у нынешних авиакомпаний – 1: 2-5 миллионам полетов. Для сравнения: один из 33000 вылетов в современной истребительной авиацией заканчивается аварией с гибелью летчика.

Если всю предшествующую историю человечества одним из самых главных побудительных мотивов к путешествиям было стремление «посмотреть, как живут люди в других странах», набраться впечатлений, то цель космического туризма принципиально другая – набраться ощущений.

Первые, не признаки даже, но предощущения, появления «человека, путешествующего в космосе» есть уже в работах русских космистов. Так, по Николаю Федорову, весь космос – обширная равнина, которая начинает заселяться по законам фронтира. «Изучение новых планет – “открытие новых землиц” по выражению наших казаков», — пишет Федоров. Само пространство для него — вещество.

Еще более радикален в своих умозаключениях Константин Циолковский: «Как в свое время география вышибла из нас представление о величии родной деревушки, так астрономические познания уничтожат авторитет Земли». Цель экспансии человека в космос – совершенствование собственно Вселенной.

И этот космический вектор, на самом деле, удивителен. О каком таком совершенствовании Вселенной можно было говорить, когда земля российская представляла собой почти абсолютно необустроенную равнину? (Для сравнения: Голландия в начале 20-го века полностью обеспечивала себя продовольствием; если экстраполировать плотность населения Голландии того времени на всю Землю, то можно было бы прокормить 200 млрд. людей на планете.)

Но, правы оказались именно федоровы и циолковские.

Первым космическим туристом стал американский бизнесмен Деннис Тито. 28 апреля – 6 мая 2001 г. на борту российского корабля «Cоюз» он был доставлен на борт Международной космической станции. За этот полёт Тито заплатил Федеральному космическому агентству России 20 миллионов долларов США.

Таким образом, космический туризм имеет, хотя и весьма короткую, но уже очень интересную историю. Мало того, посещение МКС, то есть орбитальный космический туризм, – это только одно из направлений. В последние несколько лет бурно развивается и другое – полеты в космос на специально созданных для заатмосферного «туризма» летательных аппаратах. Именно оно обещает в перспективе превратить космический туризм из экзотики во вполне обыденный способ путешествий.

И нынешний полет SS2 еще один, достаточно уверенный шаг в этом направлении. Причем, планируется, что максимальная высота полета SS2 может составить 110 км. В этом случае никакие международные федерации уже не смогут оспаривать правомерность применения к таким полетам определения «космический». Кстати, во всем мире существует, как минимум, два десятка проектов кораблей для заатмосферного туризма.

Как бы там ни было, глава группы компаний Virgin, британский миллиардер Ричард Брэнсон, еще в январе 2008-го года объявил о создании первого в мире космического турагентства — Virgin Galactic. Первые билеты были раскуплены очень быстро, среди потенциальных пассажиров числился и джентльмен в возрасте 88 лет. 

Тогда, 24 января 2008 года, на пресс-конференции в Нью-Йорке конструктор корабля Барт Рутан заявил: «Сегодня мы открываем эру массового туризма в космос. В течение первых 12 лет нашего проекта сотни тысяч людей смогут совершить путешествие в космос».

Осталось подождать уже меньше двух лет, чтобы проверить насколько оправдается этот прогноз.

Источник: ng.ru