Великие Telegram-войны Отечества

Фото Reuters

Ни для кого не секрет, что изначально Telegram задумывался, как классический мессенджер – конкурент Whatsapp и Viber, но коммуникационные возможности «телеги» оказались немного вторичны по сравнению с обнаружившимся ресурсом блог-платформы. Причем в каждом регионе эту платформу используют по-своему: в США для чтения новостей в каналах традиционных СМИ, в Индии как место для просмотра нелегального контента и прохождения элементарного обучения. В России власть над площадкой захватили тысячи анонимных телеграм-каналов, 24/7 рассказывающих о ситуации в мире, стране, регионе и даже крупных городских районов под определенным углом. Каналы стали важным фактором формирования политической повестки, политолог или публичный интеллектуал, не имеющий канала выпадает из жизни. Политическая публицистика подтащила в «телегу» и новостников. По сути, Telegram стал новым полноценным пространством СМИ, а значит площадкой, где есть место пропаганде, злонамеренной клевете, публикации компромата, информационным вбросам, в общем, всему тому, что в профессиональной среде пиарщиков принято называть «размещаловом».

Пока Роскомнадзор только думает, как же заставить крупные Telegram-каналы регистрироваться в качестве СМИ, рынок платных услуг предоставляемых на площадке быстро разрастается. На просторах сети можно найти уже десятки агентств, которые готовы поставить любой текст в каналы с охватом в десятки и сотни тысяч подписчиков, не осуществляя даже элементарный фактчекинг, работая под лозунгом «любая прихоть за ваши деньги». Если текст затрагивает животрепещущую тему и написан достаточно бойко и правдоподобно, он мгновенно разлетается по «телеге», и любая, самая дикая фантазия может стать непреложным фактом, обрести плоть и кровь настоящей новости.

По поводу медиасферы Telegram уже было проведено огромное количество журналистских расследований от известных и не очень изданий. Тем не менее, для многих он все еще остается под завесой тайны.

Залог достоверности

Чаще всего, когда речь заходит о журналистских расследованиях, специалисты выполняют огромную работу: они ищут информацию среди десятков, если не сотен материалов, опрашивают людей, обращаются к различной официальной документации, чтобы подтвердить ту или иную гипотезу. На рынке Telegram-каналов все иначе. Здесь залогом достоверности публикуемых материалов выступают лишь показатели самого канала: число подписчиков и среднее количество просмотров на постах.

Вырисовывается ситуация, когда любой более-менее раскрученный канал с большой аудиторией может публиковать всё, что угодно, даже не ссылаясь на источники, но сведения в его материалах все равно будут считаться достоверными. По крайней мере, для большей части потребителей контента, а также для так называемых «СМИ второго эшелона».

Ради интереса недавно был проведен эксперимент. За десять минут группа журналистов написала веселенький пост о том, как рейдер Александр Несущев пытается захватить дагестанский «Промсвязь» банк, который легко можно перепутать с «Промсвязьбанком». В тексте было много пасхалок, начиная с фамилии рейдера «Несущев» – «несуществующий», рейдерский захват «Промсвязи» должен был вызвать приступ ностальгии у знатоков легендарных бизнес-конфликтов 90-х. При этом не забыли вложить в портфолио Несущева реальные рейдерские захваты недалекого прошлого, о которых могли слышать читатели, ну и правдоподобно описали сам процесс агрессивной смены руководителей и бенефициаров бизнеса.

В общем, хорошая история, которая вполне могла произойти на самом деле. Текст за умеренную плату и с удовольствием опубликовал у себя один из Telegram-каналов, у которого около 20 тыс. подписчиков. Еще множество каналов не раздумывая, получив деньги на банковскую карточку или биткоин-кошелек, опубликовали бы тот же самый текст. Таких материалов в Telegram ежедневно размещаются десятки и сотни. В российских медиа уже есть немало кейсов компроматных кампаний, который начинались с публикаций Telegram, а потом подхватывались в СМИ.

Анализируя Telegram-среду можно предположить, что больше всего сейчас достается строителям – одни из любимых объектов нападок в телеграме – это группы компании «Донстрой» и «ПИК». Например, за пару дней сразу несколько каналов одновременно «напали» на Вячеслава Свиблова, бывшего топ-менеджера «ПИКа» — о нем вышли практически идентичные негативные публикации.

Подобная кампания уже не один месяц подряд ведется и против первого зампреда правительства Сбербанка Льва Хасиса. Мелкие каналы публикуют про него негативные посты, а затем перепосты и аналогичные как по стилю, так и по содержанию публикации появляются еще в нескольких крупных Telegram-каналах, а потом, со ссылкой на них и в некоторых «отмывочных» СМИ. Никаких подтверждений при этом не предоставляется. А потом содержание этих материалов опять пересказывается в постах, размещаемых в Telegram-каналах.

Под удар попадают и крупные мировые компании. В частности, мировой лидер в производстве древесных плит «Кроношпан» стал героем целой серии публикаций, в которых без каких-то подтверждений сообщалось о проблемах с региональными властями, о претензиях экологического характера. Фактуры – ноль, зато есть ссылки на некие «источники» и неназванных информаторов.

Уже не один год потоки негатива обрушиваются на компанию iHerb, которой предрекают то скорую гибель, то, без предъявления каких-то доказательств, обвиняют в продаже опасной продукции. Иногда оппоненты маркетплейса и вовсе скатываются до копания в грязном белье и размещают посты о семейных проблемах топ-менеджеров компании. Вымысел в таких публикациях иногда приправлен реальными фактами, но редактор СМИ никогда не пропустил бы такой материал, опасаясь иска. А Telegram-каналам пока можно все.

Это далеко не все примеры, но они яркие и показательные. Telegram-каналы — не самый достоверный источник информации.

Другие расследования

И такая ситуация не только в России. Журналисты украинского издания «LIGA.net» провели эксперимент: потратив 200 долларов и, по заявлениям авторов, «меньше часа времени», они стали владельцами одного из самых популярных анонимных Telegram-каналов в Украине про теорию плоской Земли. Они смогли добиться высоких показателей (20 тыс. подписчиков и, в среднем, 25 тыс. просмотров на постах), что автоматически сделало канал довольно влиятельным.

В «Новой Газете» авторы статьи «Все в одной «Телеге»» рассказывают о том, что власти после неудачной попытки заблокировать Telegram на территории России, решили воспользоваться возросшей на фоне этого популярностью мессенджера. Так, журналисты пишут о том, что власть «через свои «сетки» и через прямую покупку серий публикаций в нейтральных каналах уже давно дирижирует телеграм-пространством». При этом приводится статистика: если еще четыре года назад, в 2017 году, число поддерживающих власть Telegram-каналов не превышало 30%, то сегодня эта цифра выросла до 70%.

Шантаж

Другим видом популярным видом заработка в Telegram стал откровенный шантаж, когда через всю ту же систему анонимных каналов распространяют вполне реальный компромат, предварительно предлагая его выкупить, либо уже постфактум удалить посты. Напомним, на днях политтехнолог из Екатеринбурга Александр Устинов за свое творчество получил 14 лет строгого режима. Пострадавшими по его делу числятся сразу несколько региональных компаний, депутат Госдумы, а среди возможных целей информационных атак называли руководителей российских корпораций мирового уровня.

В мае был арестован и сейчас находится в заключении Владимир Воронцов, более известный по ник-неймом «Омбудсмен полиции». Блогера, специализировавшегося на публикациях о нарушениях в работе правоохранительных органов, подозревают в вымогательстве 300 тыс. руб. у бывшего сотрудника московской полиции.

Стоимость политической рекламы

Благодаря высоким охватам, Telegram стал одной из лучших рекламных площадок, особенно, для публикаций с политическим подтекстом. По словам чиновников, которые дали свои комментарии для материала
«Ведомостей», стоимость размещения публикаций в каналах Telegram варьируется от 30 тыс. рублей до 450 тыс. рублей. Причем, как говорят источники, это цены для «позитивного» контента, задача которого — прорекламировать какую-то политическую силу. Если же требуется очернить кого-то, выпустить «негатив», то цены автоматически вырастают в 2-3 раза, а то и выше.

Влияние

Влияние Telegram Лучше хорошо иллюстрируют каналы на финансовую тематику. В основном, речь идет о каналах про трейдерство, где подаются различные «сигналы», на которые ориентируются подписчики при покупке или продаже тех или иных ценных бумаг.

В начале февраля 2020 года Forbes писали о том, как каналы Telegram влияют на финансовые рынки. Чаще всего инвестиционные каналы просто распространяют официальную информацию среди своих подписчиков — какие-то важные новости о торгующихся на бирже компаниях. Тем не менее, иногда публикуют и фейковые новости, рассчитывая таким образом повлиять на ситуацию на рынке, чтобы получить выгоду.

К примеру, в конце октября 2019 года один из каналов с аудиторией в 44 тыс. человек рассказал своим подписчикам о том, что нефтяная компания «Сургутнефтегаз» собирается приобрести пакет акций «Лукойла». Новость в финансовом плане — позитивная, а потому подписчики канала ринулись покупать акции «Сургутнефтегаза», чтобы успеть получить прибыль благодаря последующему росту от этой сделки. Тем не менее, «Интерфакс», на которое ссылался канал, таких новостей не публиковал, а из-за поднявшегося шума опровергать фейк пришлось
даже лично главе «Лукойла» Вагиту Алекперову. Зачем авторы канала опубликовали заведомо ложную информацию — достоверно неизвестно. Это могла быть как простая ошибка, так и попытка заработать на выросших из-за ажиотажа акций.

Выводы

Рынок Telegram-каналов незаметно для всех стал большим и влиятельным компонентом современного медиапространства. Тем не менее, возникают большие сомнения в достоверности публикуемой там информации. Репутация и влиятельность канала складывается лишь из его показателей — аудитории, которая подписана на канал, а также количества просмотров на постах. Владельцы каналов этим пользуются в своих целях, пытаясь заработать на доверии своих подписчиков.

Источник: ng.ru