В Вене показывают Брейгеля как научный бестселлер (1)

Питер Брейгель Старший – любимый всем миром мастер.
Фото со страницы Музея истории искусств (Вена) в Facebook

Музей истории искусства в Вене хранит самое большое собрание работ мастера – 12 из примерно 40 сохранившихся. Но для ретроспективы, приуроченной к 450-летию со дня его смерти, которое будут отмечать в 2019 году, здесь удалось собрать почти три четверти его живописного наследия и почти половину графического.

Уникальную выставку музей позиционирует как «раз в жизни» – так оно и есть. И потому, что многие брейгелевские работы попросту не покидают музеев в силу, например, хрупкости. И потому, что выставке предшествовал начавшийся в 2012-м научно-исследовательский проект, показавший новый взгляд на мастера и задавший новый эталон в выставочном деле.

В музее «НГ» рассказали, что к закрытию ретроспективы 13 января они ожидают цифры в более чем 400 тыс. посетителей. Питер Брейгель Старший, хотя не все смыслы его работ еще разгаданы, – универсально любимый всем миром мастер – мастер наставлений и аллегорий, который вывел пейзаж и жанровую живопись на новый уровень. И которому в его XVI столетии, порой кажется, не хватало кинематографа, дабы вместить все-все, например, в эпично-жутком «Триумфе смерти» или в не менее эпичных, но производящих умиротворяющее впечатление, несмотря на скудный «улов» «Охотниках на снегу», самом раннем в западноевропейской живописи зимнем ландшафте.

В Вене не только сопоставили обе Вавилонские башни и объединили четыре из пяти дошедших до современности работ из серии «Времена года» (к трем венским удалось впервые за 350 лет присоединить пражский «Сенокос»), не только показали не путешествовавшее прежде «Благовещение под снегом» из Винтертура. К выставке не только специально отреставрировали, к примеру, антверпенскую «Безумную Грету» и мадридский «Триумф смерти», здесь не только сопоставили Брейгеля-живописца с не менее виртуозным Брейгелем-рисовальщиком, то есть не только развернули панораму брейгелевского творчества, но показали даже процесс его работы – и в виде исследования берлинских «Двух обезьян», и в виде результатов исследования других картин. Кухня художника явлена от инструментов, которыми обрабатывали доски, до воссоздания движения руки мастера – из 2018-го теперь видно, где и как он держал кисть, а где и вовсе работал пальцем или ладонью! Не без помощи современных технологий зритель видит завораживающую бездонность художественной вселенной Брейгеля. И недаром еще при входе вас зовут углубиться в детали венских картин на мониторе (а гигантские фрагменты тут же еще «плывут» по стене), зайдя на сайт insidebruegel.net, – это степень детализации, часто просто недоступная невооруженному глазу, и вместе с тем лучший пример научного использования мультимедиа рядом с живыми произведениями.

Источник: ng.ru