Современное искусство между Кремлем и мэрией

Патроном Cube стал известный швейцарский бизнесмен и коллекционер китайского искусства Ули Сигг. Фото агентства «Москва»

Cube создан Еленой Белоноговой и Надеждой Зиновской, и тремя основными задачами новой площадки, судя по релизу, должны стать ни много ни мало «расширение культурного диалога между российским и международным арт-сообществами, более тесное взаимодействие участников арт-рынка и усиление влияния российского современного искусства на международной арене». Происходить это будет на минус втором этаже, под зданием известного пятизвездочного отеля на Тверской, 3.

«Скоро будет. Оставайтесь с нами» – эти слова встречают вас на странице сайта новой площадки, поэтому пока – либо в Facebook, либо нужно просто знать, что вход туда осуществляется через гостиницу. На улице появление нового пространства, которое официально откроется 24 апреля, но уже доступно для посещения, не обозначено. Cube – помимо находящейся на Ильинке галереи «Триумф», ближайшая к Кремлю галерейная площадка. На вопрос «НГ» о том, ставил ли им кто-либо ограничения по содержанию искусства, которое они собираются показывать, Надежда Зиновская ответила, что нет. Патроном Cube стал известный швейцарский бизнесмен и коллекционер китайского искусства Ули Сигг. Правда, пока азиатских художников ни в одной из частей «Куба» замечено не было.

Частей две: некоммерческая открылась выставкой «Sans (T)reve et sans Merci» (в ее пестром составе оказалась и, пожалуй, самая острая работа всей площадки – «Старый терминал аэропорта Донецка» Сергея Прокофьева), название здесь переводят как «Без передышек и без прощения», адресуя через голову Вальтера Беньямина к Шарлю Бодлеру. На коммерческой половине площадки, за исключением барселонской Ambit Galeria D’Art да московских «Культпроект» и Gridchinhall, расположились преимущественно молодые и совсем молодые галереи. MIZK Gallery Ирины Мариновой и Ксении Зайцевой появилась в январе и сейчас представляет «Жвачку» Андрея Андреева. Эльвира Тарноградская, одна из основательниц галереи «Треугольник» на «Винзаводе», для Cube создала Syntax Gallery, где группа «ЕлиКука» представила залихватских «Венер в мехах». P+A Gallery, как можно было понять из разговора с Еленой Паршиной и Надеждой Аванесовой, как совместная деятельность стала результатом поездки девушек с Cube (еще не как пространством, а как бизнес-проектом) на арт-ярмарку в конце прошлого года. На Тверской они выставляют скульптуры Дениса Прасолова (небольшие по цене в 5–7 тыс. евро и большого космонавта – за 30 тыс. евро) и красочные холсты Олега Хвостова ценой от 8 до 12 тыс. евро. Его же живопись в Gridchinhall стоит от 3 до 7,5 тыс. евро. В Azot Gallery – декоративные картины Ильи Кукушкина, и, наконец, в галерее тиражного искусства и арт-магазине Cubed Елены Крыловой – Art is Sex, Sex is Art Андрея Логвина с бодрыми тематическими надписями, которые продают по цене от 100–200 евро. Наконец, Fragment Gallery Сергея Гущина сделала ставку на показанное на 57-й Венецианской биеннале видео Саши Пироговой «Сад».

За международное присутствие сейчас отвечают основанная в 1985-м Ambit Galeria D’Art на ее стенде – работы испанских художников, итальянца Франко Монти и Оксаны Мась (правда, если зайти на сайт галереи, хорошо известной у нас художницы в списке тех, с кем работает Ambit, отчего-то не нашлось) и существующая с 2012-го NK Gallery, созданная Надеждой Котовой-Массэн в Бельгии. На антверпенском стенде – «По ту сторону зеркала» бельгийского художника Дидье Майё: на найденных им в приюте льняных платьях 1940-х он сделал портреты девушек, зарифмовав их с портретными рисунками на стенах.

По информации «НГ», плата за аренду стенда начинается от 100 тыс. руб. в месяц. Резиденты коммерческой части, по словам Надежды Зиновской, находятся здесь по 11 месяцев (правда, в разговоре с представителем одной из галерей выяснилось, что это для резидента новость – ну, в конце концов, галереи тоже присматриваются, решая, насколько этот формат выгоден). Примерно раз в шесть недель планируют менять экспозиции (хотя в коммерческой части в отличие, например, от «Винзавода», где все-таки каждая галерея со своим пространством делает выставку, в Cube выставки практически не считываются, это больше «витрины»). Обещают образовательные программы, в том числе детские, а еще – Международный саммит коллекционеров 23 апреля, однако имена участников пока не сообщают. Особенность этого галерейного кластера, хотя, когда побываешь там, кажется, правильнее называть это просто площадкой – все-таки галерейная часть выглядит лишь крошечным срезом того, что бывает на ярмарках, просто чередой стендов, – формат кост-шеринга. То есть траты делятся, в том числе и во время поездок (их тоже обещают), на арт-ярмарки. Это могло бы стать плюсом, если будет работать.

Зиновская сказала «НГ», что «в лучшем случае через два года будем существовать в зоне «комфорт плюс». Поддерживать молодых художников (хотя представлены не только авторы до 35), делать им карьеру – цель, конечно, благая. Но делать какие-то выводы о площадке сейчас рано. Непонятно, с кем будут сотрудничать дальше. От большей части представленного сейчас осталось «декоративное» впечатление. Впрочем, и цены невысоки. Говорят, работать будут и с отелями. Спустился, купил, поехал дальше. Другой смущающий момент – все-таки местоположение: да, в самом центре, но под гостиницей, рядом – правительственные учреждения, праздничные гуляния. Когда, к примеру, пытались сделать даже некоммерческий проект Baibakov art projects на престижном «Красном Октябре», просуществовало это в итоге не очень долго.           

Источник: ng.ru