«Российское вмешательство» разобрали по деталям

Фото Selim Korkutata/Anadolu Agency/Getty Images

На этой неделе должен быть опубликован доклад, подготовленный по заказу комитета по разведке Сената США. Газета Washington Post (WP), в распоряжении которой оказался черновик документа, утверждает, что это самое масштабное исследование российской дезинформационной кампании, свидетельствующее о вмешательстве России в политическую жизнь США, включая президентские выборы. В Кремле доклад не комментируют.

Россия активно помогала победить Дональду Трампу, пришли к выводу эксперты Оксфордского университета и сетевые аналитики из компании Graphika, проанализировавшие миллионы постов на важнейших сетевых платформах – Facebook, Twitter, Instagram и видео в YouTube.

В их докладе для американского Сената говорится, что организованная Россией кампания по дезинформации в период президентских выборов – 2016 использовала социальные сети с целью воздействовать на различные электоральные группы. Эта деятельность стала вестись еще интенсивнее после того, как Трамп обосновался в Белом доме.

«Очевидно, что все сообщения (в соцсетях. – «НГ») были созданы в интересах Республиканской партии и в особенности Дональда Трампа, – цитирует WP документ. – Трамп чаще всего упоминается в информационных кампаниях, нацеленных на электорат консервативных и правых взглядов, и эти сообщения побуждали группы избирателей поддержать его. Для основных групп избирателей, которые могли представлять угрозу для Трампа, были подготовлены иные сообщения, с помощью которых их пытались запутать, отвлечь и в конечном счете отговорить от голосования».

По словам репортеров WP, представители руководства сенатского комитета по разведке отказались комментировать доклад. А его авторы критикуют интернет-гиганты за «запоздалую и нескоординированную реакцию», когда стало известно о предпринятой Россией массированной кампании влияния, как и за то, что они слишком затянули предоставление информации властям. В этой связи составители доклада предупреждают, что соцсети из инструментов для «выражения коллективных претензий и координации гражданской активности» превращаются в угрозы для демократии со стороны «хитрых политтехнологов».

К их числу относят в первую очередь санкт-петербургское Агентство интернет-исследований (АИИ), известное как «фабрика троллей». Его сотрудники еще в начале 2018 года были включены в число тех 13 россиян, кого спецпрокурор Роберт Мюллер обвинил во вмешательстве в политическую систему США, включая президентские выборы 2016 года. Авторы доклада утверждают, что им удалось раскрыть новые аспекты методики, использованной АИИ, а также найти прямые следы российского вмешательства. В частности, в ряде случаев для оплаты рекламы аккаунтов использовались рубли. В контактной информации отдельных страниц фигурировали российские номера телефонов. 57% твитов были написаны на русском языке.

По мнению составителей документа, в России начали экспериментировать с социальными сетями еще в ходе местных выборов в стране в 2009 году. А в 2013-м россияне уже попытались повлиять на политические процессы в США, используя набирающий популярность Twitter. Позднее к кампании дезинформации стали привлекать и другие соцсети.

Во время президентской кампании – 2016 в США россияне, как сказано в докладе, стремились привлечь симпатии консервативных избирателей на сторону Трампа, акцентируя на таких острых темах, как право на ношение оружия и нелегальная иммиграция. Избирателям-афроамериканцам они якобы рассылали сообщения об избирательном процессе, призванные их запутать. Не говоря уже о том, чтобы подорвать у них веру в выборы. Так, в Google покупалась реклама для продвижения сайта BlackMatters US c провокационными записями типа «Копы убивают черных детей. Вы уверены, что ваш сын не будет следующим?».

Другие группы населения, в том числе латиноамериканцы, мусульмане, христиане, геи и ветераны, также получали сообщения – либо подогнанные под их политические предпочтения, либо призванные убедить их воздержаться от голосования. По данным доклада, более 99% всей активности в период избирательной кампании – 2016 осуществлялось с 20 страниц на Facebook. Среди них такие группы, как «Армия Иисуса», «Быть патриотом», «Сердце Техаса» и Blacktivist. Публикации этих групп суммарно набрали 39 млн лайков, 21 млн репостов, 5,4 млн «реакций» и 3,4 млн комментариев. А их деятельность затронула 126 млн человек. Еще 20 млн якобы подпали под российское влияние в Instagram.

На момент подписания этого номера в печать из Кремля не прозвучало комментариев по поводу нового доклада для Сената США о российском вмешательстве. «Я не могу это прокомментировать, потому что я не видел документа… – цитирует пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова РИА Новости. – Я не знаю, о каких сообщениях этого Агентства интернет-исследований идет речь. Поэтому, не имея информации, к сожалению, лишен возможности это комментировать». 

Источник: ng.ru