Правозащита средней дальности

  

Церковь старается не отставать
от государства
в бескомпромиссном
противодействии
зарубежным оппонентам.
Фото сайта kremlin.ru

У Москвы и Киева появилась очередная возможность для использования церковного фактора в политическом противостоянии. С разницей в два дня в обеих столицах состоялись торжества, связанные с чествованием глав национальных церквей. В Государственном Кремлевском дворце 31 января прошло торжественное собрание, посвященное 10-летию Поместного собора РПЦ 2009 года, на котором был избран патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 3 февраля в Софии Киевской состоялась интронизация главы новой Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополита Епифания (Думенко). Патриарха Кирилла в Кремле приветствовал президент России Владимир Путин, а в церемонии в Софии Киевской принял участие президент Украины Петр Порошенко.

Речи глав обоих государств были обращены к сторонам церковного конфликта, однако в их словах можно расслышать много созвучий. И Путин, и Порошенко подтвердили верность принципу отделения церкви от государства, но обвиняют каждый своего оппонента во вмешательстве в независимость религиозных организаций. «Хочу вновь подчеркнуть: государство, власти России считают абсолютно недопустимым любое вмешательство в церковные дела, – заявил российский президент. – Мы уважали и будем уважать независимость церковной жизни, тем более в соседней суверенной стране. Тем не менее оставляем за собой право реагировать и делать все для защиты прав человека, в том числе и на свободу вероисповедания». «В Украине не будет государственной церкви. Этот конституционный принцип был и останется незыблемым», – в свою очередь, пообещал Порошенко.

Слова Путина «делать все для защиты прав человека» в соседней стране насторожили многих наблюдателей. Тем более что они сочетались с таким пассажем из его речи: «Особые слова благодарности патриарху Кириллу и церкви – за духовное окормление российского воинства». «Ваши искренние, идущие от сердца напутствия помогают солдатам и офицерам с честью защищать Родину, вселяют в них уверенность в своей ратной силе и нравственной правоте», – обратился президент к главе РПЦ. В свою очередь, Порошенко выразил признательность за все сделанное «религиозными организациями – от волонтерства и поддержки армии до социальной поддержки граждан».

Интерфакс даже уточнил на следующий день после церемонии в Кремле у пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, будет ли осуществляться защита прав верующих в Украине так, «как это делается в Донбассе и в Крыму». «Нет», – ответил Песков. «Это зависит от Украины, как и где будет осуществляться», – добавил он. Пресс-секретарь президента отметил, что в Донбассе речь идет о гражданской войне, а «в Крыму все нормально с вероисповеданием, как и, собственно, во всей России».

«Я озадачен этим заявлением Путина, – признался «НГР» директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. – Мне кажется, что ничего, кроме «серьезного китайского предупреждения», за этим не стоит, поскольку я не представляю себе, какие инструменты есть у Москвы, чтобы помешать отобрать, например, Киево-Печерскую лавру у канонической Украинской православной церкви Московского патриархата. Я не понимаю, как Москва может остановить процесс захвата, который идет у нас постоянно. У нас есть масса нарушений прав и свобод граждан, без всякого основания по политическим мотивам в тюрьмах удерживаются и русские, и украинцы. И Москва тоже с этим ничего сделать не может».

«Защита прав верующих государством, которое по Конституции отделено от религии, – это очень большая проблема, – согласен со своим коллегой руководитель исследовательских проектов института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко. – Государство может защищать права русскоязычных, например. Но каким-то образом исходить из того, что это православные верующие, и именно Московского патриархата, я, честно говоря, даже не представляю, как это может делаться». По его мнению, у государства нет механизма для воздействия на религиозную ситуацию в соседней стране.

В свою очередь, Михаил Погребинский предложил рассмотреть «какие-то форс-мажорные сценарии»: «Допустим, нависла угроза над Киево-Печерской лаврой, и завтра ее захватят. Москва принимает решение установить жесткую экономическую блокаду, хотя у нас по-прежнему очень высокий уровень товарооборота, и он даже в прошлом году вырос. Но рассмотрим этот вариант с серьезной экономической блокадой. Что это означает? Прекращение поставок любых видов энергии на территорию Украины и т.д. Это приведет к коллапсу украинской экономики, но при этом будет направлено против миллионов граждан Украины. Решиться на такое не только против властей, украинских националистов, а против миллионов граждан, которые никаким боком не виноваты в том, что происходит — я себе не могу представить такой форс-мажор. Мне казалось, что украинская власть не перейдет красную черту. Но уже создана юридическая база для захвата церквей, и этот процесс поставлен на рельсы. И я не очень понимаю, как его можно остановить. Имея за спиной пока единственную в мире супердержаву, украинская власть ведет себя нагло и готова переходить через любые красные линии. Для них спровоцировать Россию – хорошо. Но реально это никакая не защита – не обсуждается, и никто реально не заступится за них, если Россия начнет предпринимать жесткие действия».

«На мой взгляд, само заявление было несколько некорректно. Думаю, что Владимир Владимирович или поспешил с заявлением, или кто-то ему посоветовал так сказать, и он, как говорится, подставился», – заявил Малашенко «НГР». Похожим образом высказался и Погребинский: «Я понимаю, что фактически Путина загоняет в угол политическая элита, вынуждая давать обещания, которые непонятно как можно выполнить. Поэтому я очень скептически отношусь к его словам».

Надо сказать, что и предстоятели обеих церквей, которых в эти дни чествовали президенты их стран, отличились жесткой риторикой. «Сейчас церковь, – сказал митрополит Епифаний в эфире Радио «Свобода» 1 февраля, имея в виду Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП), – последний духовный форпост государства-агрессора, щупальца, которые проникают в души православных украинцев. Мы призваны обрезать их». В этом интервью Думенко отрицает вмешательство государства в церковные дела, однако известно, что обрезать «московские щупальца» в Украине намерены не без помощи административного ресурса.

Торжество Киевского митрополита Епифания разделил
украинский президент Петр Порошенко. Фото Reuters

В тот же день директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш заявил на пресс-конференции, что УПЦ МП обязана выполнить условия закона о переименовании. Для этого у религиозной организации есть еще три месяца. Юраш предупредил, что «если религиозная организация сознательно или по техническим причинам не хочет внести соответствующие изменения, она останется без названия». «Согласно закону, она сохраняет статус юридического лица, но остается религиозной организацией без названия. Это открывает возможности для государства самостоятельно назвать эту религиозную организацию», – сказал чиновник. Известно, какого переименования ждут от УПЦ МП: она должна стать «РПЦ в Украине». Название «Украинская православная церковь» уже закреплено за ПЦУ и служит составной частью ее сложносоставного официального наименования.

В Московском патриархате настроены не менее бескомпромиссно. «Украина – это не периферия нашей церкви… Для нас Киев – это то, чем для многих является Иерусалим. Оттуда началось русское православие, и ни при каких обстоятельствах мы не можем отказаться от этой духовно-исторической связи. И на этой духовной связи зиждется единство всей нашей поместной церкви», – приводит РИА  Новости заявление главы РПЦ, сделанное на встрече с делегациями Александрийской, Грузинской, Румынской, Болгарской и Польской церквей, которые прибыли в Москву на торжества по случаю 10-летия его интронизации. «В общеправославном контексте от нас потребуется немало усилий для сохранения единства православия, – сказал глава РПЦ уже в своем слове в Государственном Кремлевском дворце. – Результат этих трудов будет во многом зависеть от того, насколько солидарной и последовательной окажется всеправославная поддержка страждущих единоверцев в Украине».

Зримым воплощением этих «трудов» стало состязание между устроителями московских и киевских торжеств в количестве и статусе приглашенных гостей. Еще накануне интронизации митрополита Епифания организаторы уверяли, что поскольку собор Софии Киевской небольшой и старинный, то вместить всех желающих он не сможет, а потому решено пропустить на церемонию не более 140 человек. Так, на интронизации были замечены глава Украинской греко-католической церкви верховный архиепископ Святослав Шевчук, представители Римско-католической церкви, священнослужители бывших и ныне объединенных в новую церковь УПЦ КП и УАПЦ. Кстати, «почетного патриарха» Филарета (Денисенко) не было по «состоянию здоровья». Из представителей поместных православных церквей наблюдались лишь представители Константинопольского патриархата митрополит Эммануил Адамакис, митрополит Амфилохий Стергиу, экзарх в Киеве архимандрит Михаил (Анищенко), а также представители делегации из УПЦ Канады и УПЦ в Америке и небольшая группа монахов со святой горы Афон.

С последними, впрочем, произошел забавный случай. Дело в том, что вместе с другими насельниками на торжества в Киев выехал и хорошо известный в России настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем Куцу. Однако по прибытии в украинскую столицу старец попал в больницу с подозрением на инфаркт и почти сразу же вылетел из Киева продолжать лечение «в одной из европейских клиник». Столь быстрое перемещение больного афонца из Киева в Европу может говорить о том, что никакого инфаркта у монаха скорее всего не было. Дело в том, что когда речь шла о признании каноничности новой православной церкви Украины (ПЦУ), большинство монахов Афона не поддержали это решение, и всего лишь пять из 20 афонских монастырей в ходе заседания Священного кинота автономного монашеского государства выступили за участие в интронизации Епифания. Поэтому Афон решил не посылать в Киев свою делегацию, а монахи поехали как представители Константинополя. Близкие к Святой горе источники утверждают, что патриарх Варфоломей заставил архимандрита Ефрема приехать на интронизацию Епифания, угрожая в противном случае отправить игумена Ватопеда в запрет. С давних времен настоятель Ватопедского монастыря известен как друг РПЦ. Именно благодаря его усилиям и стараниям в Россию в 2011 году был принесен пояс Богородицы. А когда у самого старца в том же году случились неприятности с законом, именно РПЦ помогла ему их разрешить, а патриарх Кирилл лично обращался к тогдашнему президенту Греции Каролосу Папульясу с просьбой разобраться в ситуации. Более того, сам Ефрем не однажды открыто заявлял свою позицию по вопросу о защите УПЦ МП. Поэтому демарш с больницей кажется не более чем дипломатической уловкой.

К слову, сам Вселенский патриарх также не присутствовал на интронизации своего ставленника. Варфоломей объяснил это тем, что «никогда не ездит на интронизации других патриархов». Это действительно так. В последний раз Вселенский патриарх посещал только интронизацию папы Римского Франциска в 2013 году.

Интронизацию в Киеве активно сопоставляли с делегацией глав и представителей поместных церквей, приехавших в Москву. На десятилетие восшествия на предстоятельский престол патриарха Кирилла прибыли четыре предстоятеля поместных церквей – Сербской, Антиохийской, Чешских земель и Словакии и Православной церкви Америки, а также делегации большинства автокефальных церквей мира, среди которых Болгарская, Румынская, Польская, Александрийская, Грузинская. Не было делегаций от Элладской, Иерусалимской, Кипрской, Албанской и, конечно, Константинопольской церквей. Напомним, в 2009 году на интронизацию Кирилла прибыли четыре предстоятеля поместных православных церквей – Александрийской, Албанской, Польской и Чешских земель и Словакии. Однако от других 11 церквей были направлены представительные делегации, в том числе и от Константинополя. Кстати, на интронизации митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского), главы УПЦ МП, в 2014 году были направлены делегации от 12 из 15 поместных православных церквей.

С другой стороны, РПЦ обвиняют в давлении на церкви, которые не спешат определиться в конфликте РПЦ и Константинополя. Так, в эфире передачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) намекнул Грузинской церкви, чем бы ей «грозило» признание ПЦУ. Грузинские СМИ приводят ответное заявление патриархии в Тбилиси, согласно которому передача Илариона оставила «тягостное впечатление». Грузины напоминают РПЦ, что в Цхинвале на российской военной базе строится собор РПЦ, а в Абхазии служат клирики Московского патриархата.

Если даже обтекаемые слова главного дипломата РПЦ вызывают болезненную реакцию у некоторых церквей, можно предположить, что настоящая пушечная канонада не добавит православному сообществу мира уверенности в том, что имеет смысл хоть как-то быть замешанными в церковно-политическом конфликте между Москвой, Киевом и Константинополем. 

Источник: ng.ru