Оппозиционеры пока подрастают в Интернете

Для выражения своих протестных настроений граждане охотнее идут на выборы, чем на митинги. Фото PhotoXPress.ru

Левада-Центр выяснил, на что граждане готовы пойти и чем рискнуть для перемен к лучшему в стране и своей жизни. Наиболее популярная форма борьбы за «прекрасную Россию будущего» – участие в выборах, однако в качестве избирателя, а не кандидата. Опрос показал, что якобы граждане больше готовы к подаче челобитных, чем к уличным протестам. А менее всего люди склонны поддерживать оппозицию своими деньгами. Впрочем, у молодых и активных пользователей Интернета все показатели превышают средний уровень.

Опрос «Гражданская активность» проведен Левада-Центром по стандартной схеме – 1600 совершеннолетних респондентов из 136 населенных пунктов 52 субъектов РФ. Социологи не объяснили, почему в середине февраля публикуются данные на злободневную тематику, которые собраны в конце ноября 2018-го. Поэтому считать приведенные цифры полностью адекватными нынешней реальности не получится. Выяснение того, что готовы граждане сделать для перемен к лучшему,  не учитывает активизацию уличного протеста, которая  проявилась в конце прошедшего года, а после новогодних каникул возобновилась.

Но Левада-Центр отмечает, что только 22% опрошенных готовы выходить на протестные акции ради прекрасного будущего. 77% заявили, что они этого делать не будут. Принимать участие в работе политических и общественных организаций согласны также немногие – 30% респондентов. Тогда как 69% сообщили, что это не для них. Волонтерами в такие же структуры готовы пойти еще меньше людей – 24% против 76%. То есть становиться настоящими активистами гражданского общества большинство не хочет.

Из опроса следует, что более популярными у респондентов оказались как бы опосредованные формы выражения недовольства. Например, обращаться в органы исполнительной власти с жалобами и предложениями согласны 49%, а не будут этого делать 51%. Подписывать те или иные петиции или письма в адрес властей считают годным делом 53% опрошенных, но 46% и на это не подвигнуть. В общем, в опросе, таким образом, как бы дается еще одно подтверждение в целом преобладающей в обществе апатии.

Инертность граждан, правда, практически пропадает в ответах на вопрос, хотят ли они голосовать на выборах за те партии или тех кандидатов, которые предлагают устраивающий респондента план преобразований. Готовы идти на выборы 71% опрошенных, лишь 29% выразили противоположное мнение. Но вот поддерживать своими деньгами все эти политструктуры практически никто не склонен – согласны на это лишь 8% респондентов, притом что 91% ответил отрицательно. Примерно такое же соотношение дают и ответы на вопрос о желании выдвинуть свою кандидатуру на какие-либо выборы – 10% против 90%.

При этом более интересной частью исследования является анализ собранных мнений по возрастному, образовательному и урбанистическому критериям. А еще Левада-Центр ввел специальную категорию «интернет-пользование». Активным оно считается для тех, кто бывает в Сети каждый день или хотя бы несколько раз в неделю, к неактивным пользователям отнесены те, кто заходит в Интернет раз в неделю или реже, короче, лишь иногда. Так вот, активные сетевые жители показали более четко выраженную оппозиционность. Все полученные показатели в их графе выше, чем средние по опросу. Конечно, эти цифры больше не в разы, но тенденция прямой зависимости степени радикализма от погруженности в Интернет отмечается конкретная.

Такая же ситуация с молодыми – 18–24 года – и хорошо образованными респондентами. Они в целом показывают большую активность. У людей среднего возраста повышение активности выражено менее отчетливо – так же, как и у граждан средней образованности. А самые возрастные и менее всего образованные уходят за медиану опроса.

Столичные жители, как принято считать, являются большими оппозиционерами, чем остальные россияне. И, судя по опросу, в основном это так, но на вопрос о жертвовании денег на политику положительно ответили лишь 7%. Так что богатые москвичи или более жадные, или более искушенные – они понимают, что чаще всего донаты используются не совсем по назначению. Жители крупных городов – от 500 тыс. человек – также скуповаты, зато население средних городов более охотно готово и давать деньги, и демонстрировать протестную активность. 

Источник: ng.ru