Минфин вводит госмонополию на утилизацию

В Европе каждый год утилизируют или перерабатывают только 60% из 2 миллионов тонн шин. Фото Reuters

Правительство готово пожертвовать частной индустрией утилизации ради введения нового обязательного налога – утилизационного сбора. Создававшаяся крупным бизнесом в РФ сеть переработки бытовой техники и электроники, шин и упаковки станет ненужной. Переработку мусора берет на себя бюрократия: она вводит обязательные квазиналоговые платежи и обещает организовать утилизацию.

Ассоциации производителей и импортеров товаров мировых брендов – от шин (в частности, Nokian, Bridgestone, Michelin), бытовой техники и электроники (Samsung, Sony, LG, Panasonic, Philips) до продуктов питания и напитков (в том числе Coca-Cola, Pepsico, Tetra Pak, Danon) – пожаловались Дмитрию Медведеву. 

Бизнесмены, недовольные инициативой Минфина ввести обязательный утилизационный сбор, просят сохранить для бизнеса возможность решать проблему утилизации отходов самостоятельно. До последнего времени власти РФ допускали два варианта утилизации отходов: можно было самостоятельно заключать договоры с переработчиками или платить государству экологический сбор. Некоторые крупные производители и импортеры попытались создать собственную индустрию переработки  отходов, но чиновники Минфина объявили, что в подобных услугах бизнеса они не нуждаются.

Письмо председателю правительства подписали исполнительный директор ассоциации «РусПРО» Любовь Меланевская, президент объединения «Электроника-утилизация» Александр Онищук и исполнительный директор «ЭкоШинСоюза» Сергей Подойников. По их мнению, разработанный Минфином законопроект вводит безальтернативный, обязательный для всех производителей и импортеров товаров платеж – утилизационный сбор – и не предусматривает возможности для компаний самостоятельно решать вопрос утилизации отходов.

Подписанты категорически возражают против исключения из законодательства возможности самостоятельного исполнения ответственности, которое изначально позиционировалось как приоритетный инструмент экономического стимулирования деятельности по утилизации отходов в рамках экологической реформы 2014 года. Помимо того что очередная реформа опять вносит изменения в реформу, которой насчитывается только три года, она приведет и к некоторым конкретным потерям бизнеса, вложенного в создание инфраструктуры по сбору и утилизации отходов. По словам Онищука, его ассоциация за 1,5 года организовала переработку 6,3 тыс. т бытовой техники и электроники, на что было израсходовано 106 млн руб.

Специалисты-экологи поясняют, что отменяемый, по сути, новым законопроектом инструмент, так называемая расширенная ответственность производителя (РОП) – это калька с западных аналогов. Во многих странах этот инструмент позволяет не только достичь высокого уровня утилизации отходов, но и влиять на снижение образования отходов и изменение их качества.

«В Европе создание системы, в которой муниципалитеты организуют сбор отработавшей продукции, а производитель отвечает за ее утилизацию, заняло десятки лет. В Турции создание системы РОП заняло более 10 лет. А у нас хотели, видимо, проскочить «год за два», – сказал «НГ» представитель объединения «Электроника-утилизация» Антон Гуськов. – Мы инвестировали средства в создание этой зарекомендовавшей себя в мире системы, мы частично наладили переработку и даже готовы участвовать в сборе отходов, хотя, повторюсь, как правило, мировая практика не предусматривает этого. Но теперь Минфин предлагает всю эту работу перечеркнуть, просто собирая средства в общий бюджет».

Экологи поясняют, что простой сбор средств проблему по некоторым отходам вообще не решает, так как фактические затраты на их утилизацию гораздо больше ставок сбора. «Например, производитель в год выпускает на рынок 10 тыс. т ПЭТ-бутылок, а норматив утилизации – 20%. Значит, товаропроизводитель должен обеспечить утилизацию 2 тыс. т ПЭТ», – поясняла представитель экологического движения «РазДельный сбор» Анна Гаркуша. Однако, по ее словам, в РФ по самым распространенным отходам тары и упаковки ставки фактически не соответствуют реальным затратам, по пластику, например, – в разы меньше: «Только чтобы организовать раздельное накопление, вывезти, досортировать, спрессовать и доставить до переработчика 1 т ПЭТ, необходимо 15–16 тыс. руб., не считая стоимости утилизации, а установленная ставка экосбора составляет чуть больше 3,8 тыс. руб.».

«Принятие законопроекта в его текущем виде может привести к нескольким негативным последствиям, – сказала «НГ» руководитель движения «Эка» Татьяна Честина. – Отмена альтернативного способа исполнения РОП через самостоятельную реализацию грубо противоречит первоначальному приоритету регулирования, смещая его с развития реальной утилизации на сбор финансовых средств, что искажает смысл реформы и противоречит приоритетам госполитики в области обращения с отходами. Кроме того, это противоречит общепринятой международной практике и усугубляется тем, что законопроект не предполагает четкого механизма расходования денежных средств на утилизацию отходов товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств».

По мнению эксперта, законопроект в случае принятия в нынешнем виде приведет к остановке программ по самостоятельной реализации РОП, которые уже начали демонстрировать конкретные результаты по внедрению инфраструктуры раздельного сбора отходов (РСО) и утилизации, остановятся и инвестиции бизнеса в эту инфраструктуру.

«Произойдет и потеря большого количества рабочих мест в сфере приоритетных способов обращения с отходами (обработки, утилизации) в связи с расторжением контрактов на услуги переработчиков; упразднение созданных для реализации РОП-ассоциаций, – продолжает Честина. – А перерабатывающие предприятия потеряют объемы вторсырья, на которые они уже рассчитывают. Произойдет и потеря результатов огромной работы, проведенной в последние годы, по совершенствованию нормативной базы для самостоятельной реализации РОП».

Получается, что и в сфере обращения отходов государство не готово довериться бизнесу. В начале декабря СМИ сообщали, что в РФ появится еще один госмонстр – госкомпания по переработке и утилизации мусора. Указ об этом, как ожидается, президент Владимир Путин должен подписать до конца 2018 года. Представитель Министерства природных ресурсов Денис Храмов рассказывал, что на создание госинтегратора по переработке и утилизации мусора правительство выделит 75 млрд руб., а с учетом частных инвестиций вложения в этот государственно-частный проект должны составить почти 300 млрд руб. Свое участие в проекте подтверждали компании «Лидер», ВИС и «Еврохим».  

Реформа не обойдет стороной и население: с 1 января 2019 года Россия переходит на новую систему вывоза мусора и новый порядок оплаты этой коммунальной услуги, о чем, однако, население не в курсе. По некоторым оценкам, ее стоимость может вырасти не просто в несколько раз, а в десятки раз.

Плата за вывоз мусора будет зависеть от так называемых нормативов накопления ТКО и установленного тарифа. Например, в Ростовской области норматив для жителей многоквартирных домов установили в 517,4 кг (при этом почему-то для продовольственных магазинов – 297 кг, для супермаркетов – всего 60 кг, но это – отдельная тема). При нормативе 517 кг на трех человек в одной квартире получится около 9 куб. м отходов, что при умножении на тариф дает более 7 тыс. руб. в год, или около 600 руб. в месяц. А это рост в десятки раз. И такая ситуация наблюдается во всех регионах, хотя не все жители морально готовы получать квитанции с новой графой, да еще с такими суммами.

Источник: ng.ru