Владимир Мединский считает, что закон должен отражать место культуры в системе национальных приоритетов. Фото РИА Новости
Как стало известно «НГ», в администрации президента представили концепцию проекта нового федерального закона «О культуре», который, отвечая запросу творческих деятелей, должен будет дать большую экономическую свободу культурным институциям, вывести культуру из правового поля социальной сферы, повысить роль взаимодействия в ней общества и государства. После поручений президента конца 2017 года на Совете по культуре и искусству, где впервые было поручено подготовить новый закон, сроки разработки проекта не раз сдвигались: с весны и лета 2018-го на осень – начало зимы. Подготовленная концепция еще будет обсуждаться экспертами.
Напомним, что старый закон, не считая последующих поправок, датируется 1992 годом и во многом устарел. Его главной задачей тогда было исключить идеологическую составляющую. По словам министра культуры Владимира Мединского, новый закон должен отразить лидирующее положение культуры в системе национальных приоритетов, а также предусмотреть новые механизмы помощи финансовому существованию культурной отрасли, которые смогут создать в том числе «дополнительные инструменты стимулирования негосударственного финансирования».
Новая концепция исходит из «Основ государственной культурной политики» от 2014 года, где в центре идея «культурного развития страны как необходимого условия формирования и реализации творческих способностей граждан, их интеллектуального развития и нравственного совершенствования»; представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры. Согласно концепции (копия имеется у «НГ»), новый закон должен способствовать созданию духовной, культурной среды для воспитания последующих поколений.
И не сводить культуру к рыночным механизмам, сфере потребления и госуслугам. Ее приравниванием к сфере услуг все предыдущие годы трактуются в концепции даже появление пропаганды радикальных религиозных сект среди молодежи и протестная активность творческой элиты. Под этим, видимо, подразумевается активное несогласие деятелей культуры с проектом закона «О социальном заказе на оказание услуг», куда хотели вписать культуру и шум вокруг «дела «Седьмой студии».
Еще одна тенденция – последствия бюджетной реформы, которая повлияла на увеличение бюрократической отчетности и коммерциализации деятельности организаций культуры в погоне за выполнением госзадания. При этом практика госзадания сейчас оставляет возможность для учредителя вмешиваться в творческую деятельность. Новый закон должен будет внести несколько важных изменений по этой части. Прописать пункт о свободе творчества и невмешательстве государства и о делегировании государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам, а также об установлении принципов совместного осуществления полномочий федерального центра и регионов, в том числе в совместном финансировании.
Проект закона предполагает формирование такой системы государственной поддержки и управления в культуре, при которой неотъемлемой частью должны стать профессиональные творческие организации и объединения организаций культуры. Планируется, что эти изменения помогут найти золотую середину между свободой творчества и ответственностью художника. Пока этот пункт крайне расплывчат: изменение системы организации господдержки подразумевает разделение полномочий и функций, связанных с хозяйственной деятельностью, между государством и ассоциациями учреждений, которые бы принимали непосредственное участие в распределении бюджетных субсидий. Профессиональное сообщество также будет обязательно участвовать в рекомендациях по назначению руководителей учреждений культуры.
Причем понятие «учреждение культуры» станет новым видом юридического лица. Его деятельность будет дробиться в законе на творческую, не подпадающую под действие 44-ФЗ «О закупках», и хозяйственную – реализуемую на общих основаниях. Здесь есть и более спорные пункты: руководителей хотят назначать единым сроком на пять лет сразу. Понятно, что в реальной практике такое правило неуместно. Начинающий худрук театра, к примеру, может быть готов к продлению контракта только на год вперед, честно оценивая свои возможности, а опытный худрук собственного театра, очевидно, может быть утвержден и на 10 лет.
Одна из важнейших глав о свободе творчества в обновленном виде предполагает невмешательство органов власти и управления в творческую деятельность, в том числе в форме принятия кадровых решений в связи с содержанием профессиональной культурной деятельности, запрет на ограничения в госзаказе на конкурсной основе, связанные с политическими, конфессиональными или взглядами авторов на интерпретацию истории. А содержание различных произведений, демонстрируемых в публичных местах, больше невозможно будет квалифицировать как «публичные действия», так, как они прописываются в законе об «Оскорблении чувств верующих». Тут же и о вандализме: совершение противоправных действий в отношении произведений искусства и музейных предметов станет отягчающим обстоятельством для вынесения решения об ответственности лица.
Любопытно, что в новом законе планируется выделить в отдельный подвид – кроме основных от литературы до архитектуры и фотоискусства – «современное», или «актуальное», искусство по причине того, что к нему деление на жанры не применимо.
Источник: