Федеральный Центр породил две России

Отношение бюджетных трансфертов, полученных субъектами РФ, к объемам средств, перечисленных ими в федеральный бюджет, в январе-октябре 2018 года по федеральным округам, в процентах. Источник: Институт комплексных стратегических исследований

В 55% российских регионов суммы налогов и неналоговых поступлений, перечисленных в федеральный бюджет, превышали объемы полученных ими трансфертов из федерального бюджета. В оставшихся субъектах РФ сложилась обратная ситуация. В целом по стране регионы «собрали» для федерального бюджета в январе–октябре этого года 9,8 трлн руб., а получили в виде «безвозмездных поступлений» из Центра в семь раз меньше – только 1,4 трлн руб. Такие данные сообщили «НГ» в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

Со всех субъектов РФ в январе–октябре было собрано 17,6 трлн руб. налогов и иных обязательных платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой. Из них 9,8 трлн руб. (55,7%) было направлено в федеральный бюджет, а остальное – 7,8 трлн руб. – было зачислено в доходы консолидированных бюджетов регионов. Такие данные приводятся в обзоре ИКСИ.

Бюджеты субъектов РФ получали трансферты из федерального бюджета – безвозмездные поступления на различные цели. «По данным Федерального казначейства, в общей сложности за январь–октябрь 2018-го объем безвозмездных поступлений регионов «от других бюджетов бюджетной системы» составил 1,4 трлн руб.», – сообщают исследователи. Это около 14–15% от сумм, перечисленных регионами в федеральный бюджет. 

«В качестве трансфертов учитываются не только дотации, но и субсидии разных категорий, то есть все то, что бюджеты регионов получили безвозмездно от других бюджетов (практически вся эта сумма – от федерального бюджета), – уточнила «НГ» замначальника отдела аналитических исследований ИКСИ Вера Кононова. – В целом регионы получают безвозмездных поступлений существенно меньше, чем перечисляют в федеральный бюджет. Однако для отдельных регионов это не так. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе трансферты в несколько раз больше, чем сумма налоговых и иных поступлений, перечисленных в федеральный бюджет. А в Дальневосточном округе эти суммы близки друг к другу». Получается, регионы за указанный период получили из бюджета примерно в семь раз меньше, чем перечислили в него. Хотя, как уточняет Кононова, такой вывод можно делать с существенной долей условности, и если говорить только об этих денежных потоках.

«Дело в том, что есть проекты, которые финансирует федеральный бюджет, и они тоже реализуются в регионах. Финансируются они не через трансферты, а по другим статьям: например, национальная экономика, образование и др.», – поясняет эксперт. 

Среди федеральных округов ведущими «поставщиками» средств в федеральный бюджет стали регионы Уральского федерального округа: они перечислили в федеральный бюджет совокупно 3,8 трлн руб. Кроме того, значительные объемы средств в федеральный бюджет поступают из регионов Центрального (1,8 трлн руб.) и Приволжского федеральных округов – 1,7 трлн руб.

Как сообщает ИКСИ, наименьшие объемы средств, перечисляемых в федеральный бюджет, характерны для регионов Северо Кавказского, Дальневосточного и Южного федеральных округов: в январе–октябре 2018-го в федеральный бюджет ими было перечислено 48,9 млрд руб., 216,7 млрд руб. и 355,6 млрд руб. соответственно.

«По состоянию на 1 ноября 2018-го в 47 субъектах РФ суммы налогов и неналоговых поступлений, перечисленных в федеральный бюджет, превышали объемы полученных ими трансфертов из федерального бюджета, – подводят итоги исследователи. – В 38 субъектах РФ сложилась обратная ситуация: объемы трансфертов были выше, чем перечисленные доходы, причем для ряда регионов это превышение исчисляется десятками, а в отдельных случаях – и тысячами раз».

В частности, выяснилось, что крупнейшим субъектом по объему средств, перечисленных налоговыми органами в федеральный бюджет, стал Ханты-Мансийский автономный округ: речь идет о более чем 2,5 трлн руб. «А наибольший объем трансфертов был получен бюджетом Республики Крым: 88,6 млрд руб.», – уточняют исследователи.

Среди субъектов – крупнейших получателей федеральных трансфертов «особо выделяются Чеченская Республика, республики Крым и Дагестан, Алтайский и Камчатский края». «Во всех этих регионах объем трансфертов, полученных в январе–октябре 2018-го, оказался в несколько раз больше налогов и иных платежей, перечисленных налоговыми органами в федеральный бюджет», – сообщает ИКСИ.

Федеральный центр спонсирует регионы, в некоторых случаях в экономических взаимоотношениях можно увидеть «перекосы», которые часто обусловлены не экономическими факторами, а политическими, комментирует ситуацию аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.

«Регионы испытывают катастрофический дефицит собственных доходов. Такая излишняя централизация доходов, начавшаяся с выстраивания вертикали власти в начале 2000-х годов, уже давно устарела и потеряла свою эффективность. Изначально эта мера помогла быстро выстроить отношения федерального Центра с регионами, но сейчас она только тормозит развитие», – считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. По его словам, «проблема не в том, что из федерального бюджета выделяют недостаточно денег для регионов, а в том, что регионы вынуждены зависеть от «подачек» из федерального бюджета – это лишает их возможности и стимулов к самостоятельному развитию».

«Сейчас распределение налогов и прочих обязательных платежей по бюджетам разных уровней продумано крайне плохо, – полагает Исаев. – Почти 56% уходит в федеральный бюджет, а оставшаяся меньшая часть делится между субъектами РФ и муниципалитетами. То есть деньги зарабатываются в регионах, но все равно уходят в федеральный бюджет, чтобы потом вернуться в виде субсидий и дотаций. Такой круговорот денег сложен, долог и неэффективен». Как поясняет эксперт, в ожидании денег регионы вынуждены обращаться в банки за получением кредита и платить им немалые проценты. 

«Ситуация, когда регионы достаточно много передают в федеральный бюджет, а потом получают часть средств обратно в виде трансфертов, указывает на высокую централизацию российской бюджетной системы. По сути, это перераспределение средств между несколькими регионами-донорами и значительным числом субъектов РФ, где средств недостаточно для выполнения расходных обязательств, не говоря уж о проектах развития», – поясняет Кононова.

Учитывая стратегические задачи, которые стоят сейчас перед российской экономикой, объемы предоставляемых трансфертов федерального бюджета, связанных с реализацией инвестиционных проектов, могут и должны быть выше, считает эксперт.  По словам Кононовой, «в этом должна заключаться суть многих обсуждаемых сейчас национальных проектов».

Источник: ng.ru